logo
Нормативная документация МЧС России / Методическая литература ФКУ ЦЭПП МЧС России / Метод литература МЧС России / Книга Психология экстремальных ситуаций / Ю

В чрезвычайных ситуациях

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Определение экстренной психологической помощи.

Организация психологической помощи на месте ЧС.

Этапы экстренной психологической помощи.

Этические принципы специалиста-психолога при рабо­те в ЧС.

Методы, применяемые при оказании экстренной психоло­гической помощи.

В предыдущей главе мы говорили о приемах «допсихологической» помощи в экстремальных ситуациях. Эта гла­ва посвящена проблемам организации профессиональной психологической помощи в ситуациях чрезвычайных. В первой главе уже отмечалось, что экстремальная и чрезвы­чайная ситуация — это далеко не всегда синонимы. Говоря об экстремальной ситуации, мы имеем в виду скорее отно­шение человека к событию. Понятие чрезвычайной ситуа­ции подразумевает объективно сложившуюся обстановку.

Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, берет на себя государство, создавая специальные службы: спаса­тельные, пожарные, медицинские. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию професси­ональной психологической помощи на месте чрезвычай­ной ситуации.

Ведь за словом «катастрофа» всегда стоят человеческое горе и страдание, каждая такая ситуация ломает судьбы многих людей, порождает семейные и личные трагедии. В момент чрезвычайной ситуации спокойная жизнь боль­шого числа людей оказывается разрушенной. Этим людям требуется помощь специалистов, и в том числе специали­стов-психологов.

Оказание экстренной психологической помощи – это самостоятельная область психологической практики. Ее своеобразие обусловлено особыми условиями, в которых протекает профессиональная деятельность психолога во время работы по оказанию экстренной психологической помощи. Необычность условий определяется четырьмя факторами.

1. Наличие психотравмирующего события. Оказание экстренной психологической помощи происходит после события, имеющего сильнейшее воздействие на эмоцио­нальную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природ­ного или техногенного характера, или менее масштабные события, также являющиеся мощными стрессогенными воздействиями на человека (ДТП, изнасилование, внезап­ная смерть близкого человека). Почти всегда такое собы­тие можно охарактеризовать как событие внезапное.

  1. Фактор времени – экстренная психологическая по­мощь всегда оказывается в сжатые сроки.

  1. Непривычные для работы специалиста-психолога ус­ловия (нет или недостаточно отдельных помещений для работы, плохие бытовые условия и т.д.).

  1. Сконцентрированность в одном месте большого числа людей, нуждающихся в психологической помощи.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что экстренная помощь специалиста-психолога – это крат­косрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса).

Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании данного вида помо­щи, можно сформулировать следующим образом:

Поддержание на оптимальном уровне психологи­ческого и психофизиологического состояния чело­века (оказание помощи при острых стрессовых реакциях).

Предупреждение отсроченных неблагоприятных реакций, в том числе и путем избавления человека от неблагоприятных эмоциональных состояний, воз­никших непосредственно в результате психотравмирующего события.

Предупреждение и при необходимости прекраще­ние проявления выраженных эмоциональных реак­ций, в том числе массовых.

Консультирование пострадавших, их родных, близ­ких, а также персонала, работающего в условиях ликвидации последствий ЧС, об особенностях пе­реживания стресса.

Помощь специалистам, принимающим участие в ликвидации последствий ЧС.

Организационная схема деятельности специалистов