logo
Нормативная документация МЧС России / Методическая литература ФКУ ЦЭПП МЧС России / Метод литература МЧС России / Книга Психология экстремальных ситуаций / Ю

Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации

Можно определить основные принципы оказания эк­стренной психологической помощи. Безусловно, что дея­тельность психолога в подобной ситуации регулируется общими принципами, принятыми для оказания психоло­гической помощи. Однако эти принципы в ситуации эк­стремальной приобретают некоторое своеобразие в соот­ветствии с особенностями условий оказания помощи.

Принцип защиты интересов клиента. Особенность применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий деятель­ности с клиентом чаще всего не заключается психотерапев­тический договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе), то есть не проговариваются границы работы с проблемой. Это происходит потому, что помощь, как правило, направлена на актуальное состоя­ние клиента. Однако, несмотря на это, защита интересов клиента является ведущим принципом работы специали­ста-психолога.

Принцип «не навреди». Своеобразие условий оказания помощи делает возможным вывести несколько следствий из этого принципа. Первое следствие: краткосрочность ока­зания помощи, то есть помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, одновременно обеспечивая экологичность про­водимых мероприятий для будущей жизни клиента. Прин­ципиально неверно проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами клиента, так как такая работа должна быть пролонгированной.

Принцип добровольности. В обычных условиях спе­циалист часто занимает пассивную позицию (ждет, пока клиент обратиться за помощью). Этот принцип в условиях экстренной психологической помощи трансформируется в особое поведение – специалист-психолог активно и не­навязчиво предлагает свою помощь пострадавшим. Такая позиция позволяет, с одной стороны, обеспечить необхо­димую помощь людям, которые находятся в особом состо­янии и зачастую не могут адекватно оценить потребность в помощи, с другой стороны – не нарушает личных гра­ниц человека.

Принцип конфиденциальности. При оказании экст­ренной психологической помощи принцип этот сохраня­ет свою актуальность, однако конфиденциальность может быть нарушена в случае получения психологом информа­ции о том, что действия клиента могут быть опасны для самого клиента или для окружающих (такая ситуация мо­жет сложиться в том случае, если психолог, например, уз­нает о готовящейся попытке самоубийства).

Принцип профессиональной мотивации. Этот прин­цип принят для любого вида психологической помощи. В экстремальной ситуации соблюдение его становится осо­бенно важным, так как существует большая вероятность того, что, помимо профессиональной мотивации, у специ­алиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (мотив самоутверждения, мотив получения соци­ального признания и т.д.).

Принцип профессиональной компетентности предпо­лагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование и специальную подготовку для работы в чрез­вычайных ситуациях. В обычных условиях деятельности психолог при необходимости рекомендует обратиться к другому специалисту, но в чрезвычайных условиях найти другого специалиста часто невозможно. Поэтому в профес­сиональные обязанности психолога должны входить, в том числе, и такие аспекты, как подготовка до момента выезда на ЧС, умение быстро восстановить высокий уровень рабо­тоспособности, используя профессиональные навыки.

Соблюдение этих принципов необходимо. Это своего вода этический кодекс специалиста-психолога при работе в чрезвычайных ситуациях.