logo
Нормативная документация МЧС России / Методическая литература ФКУ ЦЭПП МЧС России / Метод литература МЧС России / Книга Психология экстремальных ситуаций / Ю

Психосоматические расстройства

В медицине и психологии давно изучается феномен взаимовлияния души (psyheлат.) и тела (somaлат). «В здоровом теле – здоровый дух» – гласит древнегречес­кое изречение. Обратный смысл этого утверждения состо­ит в том, что если душа изранена, то в теле это находит свое отражение. Существует много гипотез и объяснений пси­хосоматических связей, находящих свое подтверждение в исследованиях.

В рамках психоанализа при изучении соматических болезней делался акцент на исследовании психологи­ческого смысла болезни. Врач-психотерапевт Франц Александер выделил группу из семи «психосоматических» заболеваний: язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки, язвенный колит, эссенциальную гипертонию, ревматоидный артрит, гипертиреоз, нейродермит и брон­хиальную астму.

Далее психосоматические заболевания были разбиты на нозологические подгруппы: нервно-психические, сердеч­нососудистые, желудочно-кишечные, болезни печени и почек, позвоночника, органов дыхания и прочие.

Были выделены особенности реагирования людей в разных жизненных ситуациях и соотнесены с имеющи­мися у них психосоматическими заболеваниями.

Так, считается, что «язвенному» типу людей свойствен­но «самоедство», то есть подавление в себе потребностей, не согласующихся с социальными требованиями. Такие люди отвергают потребности в зависимости, поддержке, сопереживании; не уверены в себе, прямолинейны, ка­тегоричны.

Гипертония встречается у людей, которым присуще выраженное стремление к успеху, одобрению, достиже­нию, повышенная ответственность4. Такая мотивация до­стижения часто сопровождается агрессивностью (зачастую подавляемой, так как ее не выгодно выражать открыто, важно одобрение других людей).

Бронхиальная астма встречается у людей с депрессив­ным фоном настроения, эмоционально чувствительных, сенситивных, зависимых. Их самооценка занижена или неустойчива. До обнаружения многочисленных аллерги­ческих компонентов астмы это заболевание считалось «нервным».

Эти заболевания, а также ряд других (онкологические заболевания, туберкулез), в возникновении и динамике которых выявляется роль психологического фактора, от­носят к психосоматическим расстройствам.

Психосоматические реакции могут быть вызваны слож­ными (кризисными) ситуациями в жизни человека:

1. Стресс (интенсивный, продолжительного воздействия). Исследования «невидимого» стресса радиационной угрозы (Тарабрина, 1996) показали, что переживание такого стресса ведет не только к возникновению ПТСР, но и коррелирует с более высоким уровнем психосоматизации.

Анализ историй болезни 82 ликвидаторов последствий ава­рии на Чернобыльской АЭС выявил высокие уровни астено-невротических нарушений, вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни, желудочно-кишечных заболева­ний, что соответствует общепринятому регистру психосома­тических расстройств.

2. Фрустрация (невозможность удовлетворения потребности)

Одним из психологических аспектов психосоматичес­ких расстройств является получение человеком «вторич­ной выгоды».

Это может быть «бегство в болезнь», когда человеку выгоднее быть больным. В нашей культуре к больному принято относится с уважением и заботой, он освобожда­ется от выполнения обязанностей, за ним ухаживают и ему оказывают внимание. Даже если сознательно человек не прибегает к таким способам привлечения внимания, то бес­сознательно, через болезнь, он может искать тепла и ласки.

Ребенок, одинаково любящий обоих родителей, кото­рые, однако, относятся друг к другу враждебно, не может найти иного выхода из дискомфортной ситуации, кроме как «уйти в болезнь», этим «сплотить родителей» и пере­ключить на себя их внимание и активность.

3. Конфликт интересов с неконструктивной стратегией выхода

В медицинской психологии рассматривают феномен враждебности в его связи с соматической заболеваемос­тью. Выявлена прямая корреляция враждебности и смер­тности в случаях тяжелых форм заболеваний. В этих случаях больший процент оставшихся в живых составля­ют люди, «картина мира» которых не враждебна.

4. Собственно кризисный период, связанный с тем, что человек не может разрешить проблему, не может уйти от нее, как это бывает в ситуации смерти близкого или тяжелой болезни.

Психологические аспекты кризисного периода отчет­ливо прослеживаются в ситуации онкологического забо­левания.

Ситуация опасного для жизни заболевания сходна с так называемым «информационным» стрессом. Травматична не столько сама ситуация заболевания, сколько субъектив­ные представления о том, что может произойти в будущем (ухудшение состояния, смертельный исход). Человека может разрушить само известие о диагнозе.

Людям свойственна «иллюзия бессмертия». Когда при­ходит болезнь, возникает острое ощущение непрожитости жизни. Тяжелая болезнь срывает жизненные планы и замыслы (человек собирался защитить диссертацию, по­ехать отдохнуть, купить новую машину), человек злится на самого себя за то, что заболел. Рак воспринимается, как «предательство» со стороны тела (Семенова, 1997).

Тяжелое соматическое заболевание сопровождается физическими страданиями и затрудняет привычную жиз­недеятельность человека. Вследствие этого резко меняет­ся качество жизни.

Болезнь можно расценивать как кризисную ситуацию. В одних случаях болезнь может быть серьезным потря­сением, сохраняющим, однако, шанс вернуться к прежне­му образу жизни. В других случаях болезнь может стать кризисной ситуацией, перечеркивающей все жизненные замыслы: «выхода нет». Когда обстоятельства жизни из­менить невозможно (запущенные стадии заболевания), остается менять себя, делаться другим, менять жизнен­ный смысл.

Динамика эмоциональных реакций онкологического больного описана психотерапевтом, много лет проработав­шим в этой области, – Э. Кюблер-Росс (2001):

  1. Шок от известия о болезни, который сопровожда­ется невозможностью двигаться, либо хаотичностью дви­жений.

  1. Отрицание нового, невыносимого знания о себе. Слу­жит охранной функцией для психики, блокирует подклю­чение личностного ресурса.

  1. Агрессия. Ощущение несправедливости: «Почему именно я?». Человек ищет и пытается найти причины бо­лезни. Обвиняет других. В основе этой реакции лежит страх.

  2. Депрессия. Человек не верит в лечение, не видит в нем смысла, высказывает суицидальные мысли.

  3. Принятие или «попытка сговора с судьбой». Приня­тие реальности болезни, сотрудничество с окружающи­ми, психологическое чувство облегчения, равновесия. Возникают новые смыслы, приходит чувство освобожде­ния. В некоторых случаях происходит обогащение, гармо­низация личности в процессе болезни.

Известны случаи, когда люди, узнав о том, что у них неизлечимое заболевание и дни их сочтены, решали до­жить остаток жизни так, как они мечтали, но в силу об­стоятельств не могли себе позволить, не растрачиваться на обиды и суету. Позволив себе ощутить вкус и радость жизни, люди избавлялись от симптомов заболевания и выздоравливали.

Преодоление кризисного состояния включает пережи­вание, позволяющее человеку разумно снизить ожидания от жизни и адаптироваться к новой жизненной ситуации. Преодоление становится возможным, если человек про­являет поисковую активность с подключением волевой саморегуляции. Особенно труден поиск выхода из ситуа­ции, в которой трудно прогнозировать, приведут ли потра­ченные усилия к какому-либо результату.

Вспомним сказку про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Где одна сдалась сразу и, не попытавшись пред­принять усилий, пошла на дно и утонула, другая же реши­ла барахтаться, пока хватит сил. В результате сбила лапками молоко в масло и смогла выбраться.

Обобщая вышеизложенное о психосоматических реак­циях, можно сказать следующее.

Есть периоды в жизни человека и истории человече­ства, которые сопровождаются кризисными ситуациями, катастрофами, большим количеством сильных или про­должительных эмоций. Однако в эти моменты число пси­хосоматических заболеваний падает за счет активности, объединяющей всех людей.

Во время Второй мировой войны отмечалась снижение проявлений ряда заболеваний – уменьшилось число присту­пов шизофрении, язвы желудка и других заболеваний.

После периода активности следует период спада, во вре­мя которого и может возникнуть эффект капитуляции, отка­за от поиска, и в этот момент болезнь выходит на первый план.

Исследователи, изучавшие частоту психических нару­шений при землетрясениях, пришли к выводу, что после прекращения катастроф или стихийных бедствий у значи­тельной части пострадавших отмечается стойкое наруше­ние здоровья.

Так, в течение года после землетрясения в Манагуа количе­ство госпитализированных в психиатрической клинике увели­чилось в два раза, а невротические и психосоматические нарушения у пострадавших отмечались на протяжении ряда лет.

Известен «феномен Мартина Идена» (героя книги Дже­ка Лондона), который умирает на вершине успеха, достиг­нув того, чего хотел и к чему долго стремился. Пока человек находится в поиске, он не болеет. Остановка означает бо­лезнь и смерть.

Пока человек активен, положительно эмоционально настроен – болезни отступают. Это положение указывает на основной принцип профилактики психосоматических заболеваний.

Выводы

Если стрессовое воздействие было умеренным и не­продолжительным, то повышенная тревожность и другие симптомы стресса постепенно проходят в течение не­скольких часов, дней или недель.

Если же стрессовое воздействие было сильным или травмирующие события происходили многократно, болез­ненная реакция может сохраняться на годы.

Травматический характер события зависит оттого смыс­ла, который оно имеет для личности. Важную роль здесь играет субъективная значимость события, формирующая­ся через отношение личности к угрожающей ситуации, мировосприятие, религиозные чувства, нравственные цен­ности, принятие на себя частичной ответственности за слу­чившееся.

Трагическое происшествие может нанести тяжелую травму одному и почти не затронуть психики другого.

Даже испытав схожие переживания, люди по-разному реагируют на ситуацию после ее завершения.

Если человек справляется с психологической травмой и извлекает из своего переживания важный опыт, он ста­новится гораздо более зрелой личностью. Вне зависимос­ти от своего возраста он будет психологически взрослее того, кто никогда не сталкивался с человеческой трагеди­ей, – будет больше понимать жизнь и лучше чувствовать других людей.