logo search
Лекції корекційна педагогіка

Методы стимулювання поведінки і діяльності

С древних времен известны такие методы стимулирования, как заохочення (поощрение) и наказание. Педагогика XX в. обратила внимание на еще один весьма действенный, хотя и не новый метод стимулирования — соревнование.

Заохочення Поощрение — положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьма разнообразны: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т. д.

Схвалення (одобрение) — простейший вид поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, доверием в виде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.

Поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения и т. д. — вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие воспитанникам длительные стимулы, так как они не только способствуют длительному и упорному труду, но и свидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех воспитанниках, педагогах, родителях; это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

Несмотря на кажущуюся простоту, метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Длительный опыт использования метода показывает, что неразумное или избыточное поощрение приносит не только пользу, но и вред воспитанию. Учитывается прежде всего психологическая сторона поощрения, его последствия.

  1. Поощряя, воспитатель будет стремиться, чтобы поведение воспитанника мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.

  2. Поощрение не должно противопоставить воспитанника остальным детям. Поэтому поощрения заслуживают не только школьники, добившиеся успеха, но и те, кто добросовестно трудился, показывал пример честного отношения к делу.

  3. Поощрение тогда будет соответствовать заслугам воспитанника, его индивидуальным особенностям, если он будет знать меру своих заслуг.

  4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно во время ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества учеников, воспитатель вселяет в них уверенность, воспитывает целеустремленность и самостоятельность, желание преодолеть трудности.

  5. Главное в школьном воспитании — соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, надо чаще советоваться со всеми воспитанниками.

Соревнование. Присмотритесь к детям. Как только они собираются вместе, сразу же начинают выяснять отношения — кто есть кто. Детям в высшей степени присуще стремление к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих — врожденная потребность человека. Реализует он эту потребность, вступая в соревнование с другими людьми. Результаты соревнования прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус ребенка в коллективе.

Соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий. Организация соревнования — трудное дело, требующее знания психологии воспитания, соблюдения целого ряда важных условий и требований. Педагог определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии оценок, создает условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным, пункты (правила) соревнования — конкретными, чтобы можно было оценить и сравнить результаты их выполнения. Критерии оценок должны быть простыми и понятными для всех участников, механизм подведения итогов и определения победителей — наглядным.

Устанавливаются направленность и содержание соревнования. Классическим видом являются соревнования за звание первого ученика школы, класса, лучшего знатока предмета.

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и все методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. Известны следующие виды наказания, связанные с: 1) наложением дополнительных обязанностей; 2) лишением или ограничением определенных прав; 3) выражением морального порицания, осуждения. В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, взыскание.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие.

  1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от авторитетного для ученика человека. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудил не только воспитатель, но иго ближайшие товарищи, друзья. Поэтому воспитателю надо опираться на общественное мнение.

  2. Не рекомендуется применять наказание для всего класса.

  3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.

  4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

  5. При наказании не допустимо оскорбление воспитанника. Формула «проступок — наказание» должна соблюдаться неукоснительно.

  6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, — к наказаниям, главный смысл которых в выработке определенных положительных качеств.

  7. Основа для применения метода наказания — конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Не существуют какие-либо общие рецепты для наказания, так как каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие ребенка его совершить, наказание может быть различным — от самого легкого до сурового.

8. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не рекомендуется торопиться с наказанием до тех пор, пока не выяснена создавшаяся ситуация, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

9. Не допускается превращения наказания в орудие мести. Школьник должен понимать, что наказывают для его же пользы. Нельзя формально подходить к этому методу, ибо наказание действенно лишь тогда, когда оно максимально индивидуализировано

  1. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Это очень серьезная педагогическая проблема. Педагог определяет для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он его отвергает, то видит лишь проступок, но не школьника, его совершившего. Педагог объясняет свою позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему он поступает так, а не иначе. Можно узнать и мнение школьников, какую позицию они разделяют.

  2. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Таким образом, коррекционная педагогика использует весь арсенал накопленных наукой и практикой общих методов воспитания. Исправляя отклоняющееся поведение, важно использовать методы формирования сознания: рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, пример. Методы формирования поведения особенно необходимы для коррекционной работы. К ним относим упражнение, требование, приучение, метод воспитывающих ситуаций. А методы стимулировани — такие, как поощрение, наказание, соревнование — закрепляют положительные результаты. Обычно методы воспитания не используются изолированно, а сочетаются и объединяются, образуя специальные методики.