logo search
+Медицинская конфликтология Учебное пособие

1.5.1. Определение и факторы возникновения межличностного конфликта

Межличностный конфликт – столкновение двух и более личностей с взаимопротивоположными, несовместимыми потребностями (мотивами, интересами, ценностями) в бытовой, производственной, экономической, политической и других сферах.

Межличностные конфликты возникают на основе объективных и субъективных факторов.

Объективные факторы – это реально существующие в социальном микроокружении объекты, которые субъекты не могут разделить или обладать ими одновременно. Например: вакантная должность руководителя подразделения – причина конфликта между двумя сотрудниками, претендующими на эту должность.

Субъективные факторы — складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личности. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения конфликта, а также его последствия.

В социальной психологии процесс оценки себя и партнера по коммуникации (рефлексия) предполагает три позиции восприятия субъекта:

  1. Сам субъект, какой он есть в действительности;

  2. Субъект, каким он видит самого себя;

  3. Субъект, каким он видится другому.

Во взаимоотношениях субъектов мы имеем те же самые три позиции и со стороны другого субъекта общения. В результате получается процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга.

Наиболее просто продемонстрировать роль субъективных факторов в развитии межличностного конфликта исходя из теоретических предпосылок трансактного анализа (Э.Берн).

Взаимодействуя с людьми, человек защищает, прежде всего, свои личные интересы и это вполне нормально. Возникающие при этом конфликты представляют собой реакцию на препятствия к достижению целей. И от этого, - насколько значим для конкретного индивида представляется объект конфликта, во многом будет зависеть его конфликтная установка – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом. Она включает цели, ожидания и эмоциональную ориентацию сторон.

В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов: самооценка, индивидуальный порог толерантности, склонность к агрессии (как тип поведения во фрустрирующей ситуации), социокультурные различия (усвоенные нормы поведения в обществе).

На этой основе формируется межличностная совместимость и межличностная несовместимость.

На формирование и динамику межличностного конфликта оказывают влияние социальная и социально-психологическая среда. (Например: Конфликты между кавалерами в присутствии дам бывают особенно жестокими и бескомпромиссными, так как в них затрагивается честь и достоинство оппонентов).

Индивиды сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои личностные интересы. Они могут также представлять интересы отдельных групп, институтов, организаций, трудовых коллективов.

Конфликтных людей можно разделить на две группы: конфликтующие и конфликтогенные.

Конфликтующие – это постоянные оппоненты существующему положению дел, методам управления, способам решения проблем и т.п. Их не столько интересует поиск истины, сколько личная позиция, отличная от других. С ними трудно работать в одном коллективе, но эти «вечные негативисты» стимулируют активность других в поиске истины.

Конфликтогенные личности – это люди с беспредельным эгоцентризмом, высокой самооценкой, склонностью к самолюбованию («нарциссизм»), умением «втираться в доверие». Они не способны поддерживать длительно дружеские контакты и добросовестно трудиться. Взаимодействуя с окружающими, эти люди чаще всего становятся источником эмоциональных конфликтов.