logo
+Медицинская конфликтология Учебное пособие

Тест «Несуществующее животное»

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исс­ледование моторики (в частности, моторики рисующей доми­нантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И. М. Сеченову, всякое пред­ставление, возникающее в психике, любая тенденция, связан­ная с этим представлением, заканчивается движением (бук­вально: «Всякая мысль заканчивается движением»).

Если реальное движение по какой-то причине не осущест­вляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осущест­вления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в про­странстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т. е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъ­екта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсут­ствием активной связи между мыслью - представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, про­странство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторо­на и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессив­ными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Проведение тестирования.

Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально, ядом располагаются цветные карандаши. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремо­вый, неглянцевый. Пользоваться карандашами средней мягко­сти; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Инструкция.

Часть 1. «Придумайте и нарисуйте несуществующие животное и назовите его несуществующим названием. Этого животного на самом деле нет, никогда не было, и до вас его никто не придумал – ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Часть 2. «Написать рассказ об образе жизни придуманного животного: где живет, чем оно питается, чем обычно занимается, что любит делать боше всего, а что не любить больше всего, оно живет одно или с кем-нибудь, есть ли у него друзья, кто эти друзья, а враги у него есть, кто они и почему они его враги, чего они бояться, или оно ничего не боится, какого оно размера и т.п.»

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недоста­точностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутвержде­нию.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не дово­дится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к раз­мышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализо­ваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.)

Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окру­жающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что- либо для завоевания положительной оценки или только про­дуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоцио­нальные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как боль­шая речевая активность (болтливость), в сочетании с прори­совкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачер­ченный, трактуется как легкость возникновения опасений и стразов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тре­вожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой ра­дужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заин­тересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные де­тали: например, рога - защита, агрессия. Определить по соче­танию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувст­венность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность приня­тия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и не­основательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпу­сом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соеди­нены или не соединены вовсе - это характер контроля за своими суждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опор­ной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в фор­ме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждения, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальцы, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человече­ской деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость пред­приятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали - демонстратив­ность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подо­бие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действи­ям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим дейст­виям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, ре­шениям; к упущенным возможностям, к собственной нереши­тельности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недо­вольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисов­ки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запач­кивание» контурной линии; с опасением, подозрительно­стью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространст­венному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, ру­ководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчи­ненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самоза­щите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображен­ных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных ли­ний и частей, просто примитивный контур, - или имеет ме­сто щедрое изображение не только необходимых, но «усложняющих» конструкцию дополнительных деталей. Соот­ветственно, чем больше составных частей и элементов (поми­мо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хрони­ческое соматическое заболевание. (То же самое подтверждает­ся характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обрат­ный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки), - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линий (дубляж линии, небреж­ность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкива­ние», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, неза­конченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожа­ющих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или пти­цы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отно­шение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с по­становки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрело­сти, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположе­нием и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуаль­ных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподоб­ной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) симво­лизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведе­ния о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механиче­ских частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - руко­яток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существую­щего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к ко­торому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кош­ка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смыс­ловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иног­да, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, нали­чие аффективных критерием в основе мышления, перевес эс­тетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдается иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантиль­ные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фанта­зированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удли­ненными названиями («аберсинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).