5.6. Методы профилактики агрессии
В психологии существует две точки зрения на происхождение агрессии. Согласно первой точки зрения агрессивное поведение человека генетически запрограммировано, то есть является врожденным (З. Фрейд, 1933; К. Лоренц, 1975). Вторая точка зрения утверждает, что агрессия является приобретенной формой поведения в результате научения.
Если придерживаться первой точки зрения, то для предотвращения открытой агрессии почти ничего нельзя сделать. В лучшем случае такое поведение можно лишь временно сдерживать или, что несколько более эффективно, трансформировать его в безопасные формы или направлять на менее уязвимые цели.
Исходя из второй точки зрения, агрессия не является неизбежной и при соответствующих обстоятельствах ее можно предотвратить и проконтролировать.
Исходя из этих точек зрения, методами предотвращения и уменьшения проявления агрессивного поведения могут выступать:
-
Наказание
-
Катарсис или эмоциональное отреагирование
Наказание. При определенных условиях наказание может удержать человека от проявления агрессии.
-
Наказание должно следовать сразу после совершенного проступка.
-
Наказание должно быть достаточно строгим и неприятным. Строгость и неприятность наказания предполагают возникновение страха перед наказанием. Страх наказания будет эффективен в том случае:
-
если потенциальные агрессоры не подвергаются сильному раздражению и провоцированию. Идет когнитивная оценка своих действий. Известно, что чрезвычайно сильные эмоции дезорганизуют когнитивные процессы (происходит недооценка своей деятельности) и подавляют страх наказания;
-
если агрессивное поведение не дает человеку практически никакой выгоды. Если результатом агрессии является получение выгоды (материальное вознаграждение, социальное положение, повышение в должности и т.п.), то страх наказания не будет сдерживать проявление агрессивного поведения.
-
Вероятность и последовательность наказания. Эффективность потенциального наказания в предотвращении агрессивного поведения зависит от степени вероятности реального наказания. Чем выше вероятность наказания, тем сильнее страх наказания. Потенциальный агрессор должен четко знать, что определенное его поведение влечет за собой наказание.
Наказание как метод предотвращения проявления агрессии имеет свои недостатки:
-
наказание может расцениваться наказуемым как агрессия по отношению к нему;
-
оно может сдерживать одни модели антиобщественного поведения и, в тоже время, актуализировать другие (воровство);
-
наказание может служить примером агрессивного поведения для других.
Чтобы наказание было эффективным средством предотвращения агрессии необходимо: системное применение наказания и его соответствие основным принципам.
Катарсис. Термин «катарсис» («очищение») был впервые предложен Аристотелем (382-322 н.э.), считавшим, что созерцая постановку, зритель сопереживает персонажам и это косвенно может способствовать «очищению» чувств. В дальнейшем З.Фрейд полагал, интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других. Но сам З. Фрейд говорил, что влияние катарсиса на снижение агрессивного поведения малоэффективно и непродолжительно.
Выделяют эмоциональный и физический катарсис. Эмоциональный катарсис – снятие напряжения через отреагирование эмоций. Физический катарсис – снятие (снижение) эмоционального напряжения через осуществление каких-либо энергичных действий.
Хотя, как утверждал З. Фрейд, катарсис позволяет снизить напряжение в течение непродолжительного времени, все же в результате сильной провокации эмоциональное отреагирование или энергичные безобидные действия (по отношению к провокатору или сходному с ним объекту) способствуют разрядке напряжения или эмоционального возбуждения. Это было экспериментально доказано Хокансоном и его коллегами. В своей монографии «Фрустрация и агрессия» Доллард с соавторами утверждают, что «результатом любого акта агрессии является катарсис, который уменьшает вероятностьпроявления других агрессивных действий». Но, в то же время, как утверждает Хокансон (Hokanson, 1970) эмоциональный катарсис не в коем случае не гарантирует того, что полученная в результате нападок на других разрядка уменьшит вероятность проявления подобного поведения в будущем.
Подобный способ снятия эмоционального напряжения зачастую поощряется и может способствовать развитию у человека склонности реагировать в будущем агрессией на тех, кто будет его провоцировать.
Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии.
На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависить от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация. С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная.
Информирование о наличии смягчающих обстоятельств — например, сообщение о принудительности чьего-либо участия в провокационных действиях — может оказаться весьма эффективным способом снизить агрессивность ответной реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной. Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания.
Довольно эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов. Результаты новейших исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации эффективным средством индукции несовместимых реакций может послужить скромный, но неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов.
Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода «конфликтных» личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.
Тема 6
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
6.1. Суицидальное поведение: определение,
основные теории
6.1.1. Суицидальное поведение: определение
По данным ВОЗ в развитых странах самоубийство, как причина смерти, занимает одно из первых мест наряду с сердечно-сосудистыми заболеваниями, онкологическими болезнями и дорожно-транспортными происшествиями. Причем количество суицидов на Земном шаре год от года возрастает, а максимум их в населении приходится на трудоспособный возраст.
Теоретическая концепция А.Г.Амбрумовой гласит, что суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого неразрешенного микросоциального конфликта. Суицид (самоубийство) – следствие аутоагрессивных действий, намерено направленных на лишение себя жизни.
Фактический материал свидетельствует в пользу следующих принципиальных соображений:
1. Совокупность суицидентов представлена тремя основными диагностическими категориями: больными психическими заболеваниями, пограничными нервно-психическими расстройствами, и практически здоровыми в психическом отношении лицами. Количественное отношение трех названных категорий составляет (округленно) 1,5 : 5 : 1. Опыт опровергает бытующую в кругах психиатров точку зрения на самоубийство, как на явление исключительно клинического характера.
Следовательно, суицидальное поведение является одним из видов общеповеденческих реакций человека в экстремальных ситуациях по всему диапазону диагностических вариаций - от психической нормы до выраженной патологии.
2. У всех суицидентов, независимо от их диагностической принадлежности, обнаруживаются объективные и субъективные признаки социально-психологической дезадаптации.
Объективно дезадаптация проявляется изменением поведения человека в среде ближайшего социального окружения, ограничением возможности справляться со своими социальными функциями, или патологической трансформацией поведения.
Субъективным выражением дезадаптации является широкая гамма психоэмоциональных сдвигов от негативно окрашенных психологических переживаний (тревога, горе, душевная боль, обида, стыд, возмущение) до клинически выраженных психопатологических синдромов (астении, дистимии, депрессии и т.д.).
Таким образом, социально-психологическая дезадаптация не тождественна понятию болезни и может проявляться на двух уровнях: патологическом и непатологическом.
Патологический уровень проявляется известными в клинической психиатрии нозологическими единицами, состояниями, реакциями и фазами.
Непатологическая дезадаптация проявляется отклонениями в поведении и переживаниях, связанных не с заболеваниями, а с недостаточностью нравственного воспитания и социально неприемлемыми установками личности.
Социальная дезадаптация может быть тотальной или частичной.
В динамике социально-психологической дезадаптации, ведущей к суициду, выделяют две фазы: предиспозиционную и суицидальную.
Предиспозиционная фаза не сопровождается суицидальным поведением. Здесь выявляется несоответствие между адаптационными способностями индивидуума и требованиями внешней среды. Здесь резко повышается вероятность суицида как способа самоустранения от продолжения всякой деятельности.
Суицидальная фаза начинается с момента зарождения суицидальных тенденций и продолжается вплоть до покушения на свою жизнь. Дезаптационный процесс идет по нарастающему пути и сводит к нулю все исходные уровни социальной адаптации.
3. Во всех диагностических категориях решающее значение для перехода предиспозиционной фазы дезадаптации в суицидальную имеет конфликт.
Конфликт - это одновременное столкновение двух разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению.
Различают конфликты внешние и внутренние.
Внутренний (интраперсональный) конфликт - когда обе его стороны располагаются как бы внутри личности (долг и страсть, привязанность и разочарование).
Внешний (интерперсональный) конфликт - когда одна из составляющих его тенденций располагается вне личности и представляет собой элемент внешней ситуации, препятствующей удовлетворению потребности (запрет, приказ, требование).
В ряде случаев конфликт имеет смешанный характер.
Различают конфликты:
Реальные - у практически здоровых лиц, или заключающиеся в дисгармонической структуре личности (при пограничной патологии).
Психотические (псевдореальные) - при патологических переживаниях (аффективных, бредовых, галлюцинаторных).
В каждом случае суицидального поведения генез его определяется соотношением средовых, личностных и (если имеются психические расстройства) патологических факторов.
- Введение
- Тема 1 конфликты: общие характеристики
- 1.1. Определение конфликта
- 1.2. Виды конфликтов
- 1.3. Социальные конфликты
- Субъекты и участники конфликта
- Объект конфликта
- Основные виды социальных конфликтов
- Классификация конфликтов
- 1.4. Основные стадии развития конфликта
- 1.5. Межличностные конфликты
- 1.5.1. Определение и факторы возникновения межличностного конфликта
- 1.5.2. Стили поведения субъектов в ситуации конфликта
- 1.6. Внутриличностные конфликты
- Осознанные внутренние конфликты
- Неосознанные внутренние конфликты
- Тема 2 конфликты в медицине
- 2.1. Уровни конфликтов в медицине
- 2.2. Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения
- 2.3. Конфликты в системе врач – больной
- 2.4. Причины и условия возникновения конфликтов в медицине
- 2.5. Стороны и предмет конфликта в медицине
- Тема 3 технологии разрешения конфликтов.
- 3.1. Методы разрешения межличностных конфликтов
- 3.2. Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
- 1. Выверенная кадровая политика
- 2. Высокий авторитет руководителя
- 3. Наличие в коллективе высокой организационной культуры
- 4. Престиж деятельности и организации
- 5. Благоприятный психологический климат
- 3.3. Переговоры – основа разрешения разногласий и конфликтов
- 3.4. Стадии переговоров
- 3.5. Стратегии и типы переговоров
- Тема 4 разрешение производственных конфликтов
- 4.1. Возможности разрешения
- Производственных конфликтов
- 4.2. Способы предупреждения производственных конфликтов
- 4.3. Технологии предупреждения конфликтов сотрудников
- 4.4. Технологии нормализации взаимоотношений
- 4.5. Избегание конфликтов на работе
- 4.6. Установление отношений с коллегами по работе
- 4.7. Сплетни на работе и их влияние на производственный микроклимат
- Тема 5 Агрессия и конфликты
- 5.1. Определение и виды агрессии
- 5.1.1. Агрессия: определение
- 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.
- 5.1.2. Структурные компоненты агрессии
- 5.1.3. Типология агрессии и агрессивности
- Категории агрессии по Бассу
- 5.1.4. Факторы, детерминирующие агрессию
- 5.2. Основные теории агрессии
- Психоаналитический подход з. Фрейда
- Эволюционный подход к. Лоренца
- Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
- Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)
- Теория социального научения а. Бандуры
- Когнитивный подход к агрессии л. Берковица
- Теория переноса возбуждения д.Зильманна
- 5.3. Становление агрессивного поведения в детском возрасте
- Семья как реальный пример агрессивного поведения.
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- 2. Физическое наказание как средство воспитания.
- Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения
- Сми как символический пример агрессивного поведения
- 5.4. Методы исследования агрессии
- 5.5. Определение и типология аутоагрессии
- 5.6. Методы профилактики агрессии
- 6.1.2. Суицидальное поведение: основные теории
- Зигмунд Фрейд
- Карл Меннингер
- Альфред Адлер
- Карл Юнг
- Джеймс Хиллмен
- Герри Стек Салливен
- Карен Хорни
- Эмиль Дюркгейм
- Норман Фейбероу
- Эдвин Шнейдман
- 6.2. Этапы формирования суицидального поведения
- 6.3. Виды суицидального поведения
- 6.4. Пресуицидальный и постсуицидальный периоды
- 6.4.1. Предсуицидальный период
- 6.4.2. Постсуицидальный период
- 1. Критический.
- 2. Манипулятивный.
- 3. Аналитический.
- 4. Суицидально-фиксированный тип постсуицидального периода.
- 6.5. Аутодеструктивное поведение
- 6.6. Методы профилактики суицидального поведения. Оценка риска самоубийства.
- Признаки повышенного риска самоубийства:
- Антисуицидальные факторы:
- Предотвращение самоубийств
- Правовые и моральные вопросы
- Прогноз суицидального поведения психически больных
- Меры профилактики суицидального поведения в амбулаторных условиях
- Лабораторное занятие №1
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса
- Текст опросника к.Н.Томаса (адаптация н.В.Гришиной).
- Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
- Текст опросника т. Лири
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Какой я есть
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Каким я хочу быть
- Лабораторное занятие №2
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки
- Текст опросника Басса-Дарки
- Регистрационный бланк опросника Басса-Дарки Фамилия, и.О. ______________________________________
- Возраст _____
- Ключ опросника Басса-Дарки
- Тест «Несуществующее животное»
- Лабораторное занятие №3
- Основная литература