2. Физическое наказание как средство воспитания.
Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации имеет ряд «минусов».
-
Родители, наказывая детей, могут являться для них примером агрессивности. Наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Например: если ребенок бьет своего приятеля, то родители могут наказать этого ребенка, при этом говоря: «Я покажу тебе, как обижать маленьких!». И «показывают» как нужно обижать маленьких. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению других допустима, жертву нужно выбирать меньше и слабее себя. Т.е., физическая агрессия – средство воздействия на людей и контроль над ними.
-
Дети, которых слишком часто наказывают, будут или стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление (Bandura, 1986; Perry & Bussey, 1984). Подобное агрессивное обращение может привести ребенка в компанию «людей, демонстрирующих и одобряющих чрезвычайно рискованное поведение, которое действительно должно быть наказано».
-
Если наказание слишком возбуждает и расстраивает ребенка, то он из-за боли может забыть причину, за что его наказали.
-
Ребенок, изменивший в результате наказания свое поведение, не усвоит нормы поведения, которые пытаются «выбить» у него родители. Т.е., он будет повиноваться до тех пор, пока его поведение контролируют.
Возникает вопрос, наказывать детей за агрессивное поведение или нет? Конечно, если агрессивное поведение демонстрируется уже ребенком, его нужно пресекать. Но наказание должно быть «эффективным» и не демонстрировать неприязненного отношения к ребенку. Наказание может вызвать устойчивые изменения в поведении, если оно применяется в соответствии с определенными принципами.
Принципы эффективного наказания
-
Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребенка, т.е. должно осуществляться непосредственно после совершения проступка. Наказание непосредственно после проступка предполагает большую важность запрета определенной модели поведения и является более эффективным, чем отсроченное. Ребенок должен знать, что такое поведение неприемлемо в обществе и что за него наказывают. Так же немедленное наказание приносит неприятности до того, как «нарушитель» сможет осознать удовольствие от совершенного проступка.
-
Наказание должно быть последовательным, т.е. за одно и тоже нарушение всегда должна назначаться одна и та же санкция. Непоследовательные наказания и неосуществленные угрозы на практике учат ребенка игнорировать их. Родители, которые сотрясают угрозами воздух дают понять ребенку, что угрозы не имеют большого значения.
-
Любое наказание требует разъяснений. Родители должны разъяснить ребенку, какой поступок повлек за собой наказание, и предложить ему возможные альтернативы поведения, которые помогут ребенку осуществить его цели.
-
Наказание не обязательно должно носить физический характер. В качестве наказания можно использовать процедуры временной изоляции, которые означают отсутствие поощрения.
- Введение
- Тема 1 конфликты: общие характеристики
- 1.1. Определение конфликта
- 1.2. Виды конфликтов
- 1.3. Социальные конфликты
- Субъекты и участники конфликта
- Объект конфликта
- Основные виды социальных конфликтов
- Классификация конфликтов
- 1.4. Основные стадии развития конфликта
- 1.5. Межличностные конфликты
- 1.5.1. Определение и факторы возникновения межличностного конфликта
- 1.5.2. Стили поведения субъектов в ситуации конфликта
- 1.6. Внутриличностные конфликты
- Осознанные внутренние конфликты
- Неосознанные внутренние конфликты
- Тема 2 конфликты в медицине
- 2.1. Уровни конфликтов в медицине
- 2.2. Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения
- 2.3. Конфликты в системе врач – больной
- 2.4. Причины и условия возникновения конфликтов в медицине
- 2.5. Стороны и предмет конфликта в медицине
- Тема 3 технологии разрешения конфликтов.
- 3.1. Методы разрешения межличностных конфликтов
- 3.2. Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
- 1. Выверенная кадровая политика
- 2. Высокий авторитет руководителя
- 3. Наличие в коллективе высокой организационной культуры
- 4. Престиж деятельности и организации
- 5. Благоприятный психологический климат
- 3.3. Переговоры – основа разрешения разногласий и конфликтов
- 3.4. Стадии переговоров
- 3.5. Стратегии и типы переговоров
- Тема 4 разрешение производственных конфликтов
- 4.1. Возможности разрешения
- Производственных конфликтов
- 4.2. Способы предупреждения производственных конфликтов
- 4.3. Технологии предупреждения конфликтов сотрудников
- 4.4. Технологии нормализации взаимоотношений
- 4.5. Избегание конфликтов на работе
- 4.6. Установление отношений с коллегами по работе
- 4.7. Сплетни на работе и их влияние на производственный микроклимат
- Тема 5 Агрессия и конфликты
- 5.1. Определение и виды агрессии
- 5.1.1. Агрессия: определение
- 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.
- 5.1.2. Структурные компоненты агрессии
- 5.1.3. Типология агрессии и агрессивности
- Категории агрессии по Бассу
- 5.1.4. Факторы, детерминирующие агрессию
- 5.2. Основные теории агрессии
- Психоаналитический подход з. Фрейда
- Эволюционный подход к. Лоренца
- Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
- Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)
- Теория социального научения а. Бандуры
- Когнитивный подход к агрессии л. Берковица
- Теория переноса возбуждения д.Зильманна
- 5.3. Становление агрессивного поведения в детском возрасте
- Семья как реальный пример агрессивного поведения.
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- 2. Физическое наказание как средство воспитания.
- Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения
- Сми как символический пример агрессивного поведения
- 5.4. Методы исследования агрессии
- 5.5. Определение и типология аутоагрессии
- 5.6. Методы профилактики агрессии
- 6.1.2. Суицидальное поведение: основные теории
- Зигмунд Фрейд
- Карл Меннингер
- Альфред Адлер
- Карл Юнг
- Джеймс Хиллмен
- Герри Стек Салливен
- Карен Хорни
- Эмиль Дюркгейм
- Норман Фейбероу
- Эдвин Шнейдман
- 6.2. Этапы формирования суицидального поведения
- 6.3. Виды суицидального поведения
- 6.4. Пресуицидальный и постсуицидальный периоды
- 6.4.1. Предсуицидальный период
- 6.4.2. Постсуицидальный период
- 1. Критический.
- 2. Манипулятивный.
- 3. Аналитический.
- 4. Суицидально-фиксированный тип постсуицидального периода.
- 6.5. Аутодеструктивное поведение
- 6.6. Методы профилактики суицидального поведения. Оценка риска самоубийства.
- Признаки повышенного риска самоубийства:
- Антисуицидальные факторы:
- Предотвращение самоубийств
- Правовые и моральные вопросы
- Прогноз суицидального поведения психически больных
- Меры профилактики суицидального поведения в амбулаторных условиях
- Лабораторное занятие №1
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса
- Текст опросника к.Н.Томаса (адаптация н.В.Гришиной).
- Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
- Текст опросника т. Лири
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Какой я есть
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Каким я хочу быть
- Лабораторное занятие №2
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки
- Текст опросника Басса-Дарки
- Регистрационный бланк опросника Басса-Дарки Фамилия, и.О. ______________________________________
- Возраст _____
- Ключ опросника Басса-Дарки
- Тест «Несуществующее животное»
- Лабораторное занятие №3
- Основная литература