Лабораторное занятие №3
Тема: Изучение стратегии и тактики ведения переговоров
Стадии конфликта:
-
контакт;
-
ориентация в проблеме (в ее одинаковом понимании всеми участниками конфликта);
-
поиска решения.
В конфликтах можно выделить две основные стратегии выхода из конфликта:
-
конструктивную – в этом случае решается проблема;
-
деструктивную – в этом случае выясняется, кто прав и кто виноват.
Игра «Конспект»
В игре участвуют два человека.
Инструкция первому участнику: «Вы вместе учились на курсах повышения квалификации, и один человек писал конспект, а другой нет. На экзамен преподаватель потребовал конспект. Ты сдаешь экзамен сегодня, и поэтому попросил конспект у товарища, так как он сдает завтра. Ты сдал экзамен на пять, очень обрадовался, и, уходя из аудитории, забыл забрать конспект. А когда вспомнил и вернулся, то в аудитории никого уже не было, и конспекта тоже».
Инструкция обеим участникам: «Вы встречаетесь в коридоре и должны вести себя так, как обычно поступаете в жизни».
После игры проводится анализ: сначала высказываются наблюдатели, а затем участники. В конце обсуждения тренер задает вопрос на прояснение отношений между участниками игры после взаимодействия: «Ты пойдешь к нему в следующий раз просить конспект или нет?»; «А ты дашь ему в следующий раз конспект, если он попросит?» При анализе важно показать, что если кто-то из участников пытался «наезжать» на другого, то в ответ другой может обидеться и просто уйти, сказав, что тот сам виноват. Но важно получить конспект, а не обругать ответчика. И последнее: если ситуация разрешилась хорошо, то потерпевший должен помочь снять чувство вины с ответчика, если оно есть.
Обсуждение.
Вопрос группе: «Как вы думает, что нельзя делать в конфликтных ситуациях?»
Факторы, которые способствуют возникновению и развитию конфликта:
-
Перебивание партнера. В большинстве случаев в эмоционально напряженной ситуации перебивание собеседника приводит к нарастанию раздражения и напряжения, что может послужить дополнительным толчком к конфликту. Рекомендации здесь просты: нужно ждать, пока собеседник выговорится, как бы ни хотелось ему в ответ что-то сказать.
-
Принижение партнера. Пункт, который не нуждается в комментариях, так как даже самый спокойный человек с трудом может сдерживать себя в ситуациях, связанных с принижением.
-
Высказывание негативных оценок партнера, его слов, поступков. Обычный вариант, когда в ситуации спора мы часто говорим собеседнику, что его мнение ничего не значит, что только мы в этой области специалисты, и так далее. Конечно, это только «подливание масла в огонь».
-
Подчеркивание разницы между собой и партнером. Еще один фактор, который тоже часто встречается в сложных ситуациях, когда один или оба собеседника заявляют друг другу, что «я на этом деле собаку съел», «я здесь работал, когда ты под стол пешком ходил» и тому подобное. Понятно, что партнеру не понравятся такие высказывания.
-
Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего. Никому не нравится, когда его обвиняют в том, что он сделал меньше другого, или когда заявляют, что вообще всю работу сделал именно другой.
-
Мелочные придирки. Нередко бывает, что вместо детального анализа проблемы один из собеседников обвиняет другого в несущественных, мелких ошибках и тем самым уходит от ответственности.
-
Искусственное создание дефицита времени для решения проблемы. Этот пункт обычно проявляется в нежелании одного из партнеров решать проблему, и он придумывает отговорки для того, чтобы этим не заниматься. Например: «У меня есть только пять минут».
-
Резкое убыстрение темпа беседы. Еще одна попытка побыстрее закончить неприятный разговор.
-
Полное непонимание или нежелание понять партнера. Обычно, когда нас не хотят услышать и понять, вероятность достижения взаимоприемлемого результата существенно снижается.
-
Отсутствие или потеря эмоционального контакта с партнером. Самый обычный пример такого поведения — это когда ребенок игнорирует эмоциональное высказывание родителей, тем самым еще более накаляя обстановку.
-
Избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером. Это тоже часто встречается в жизни, когда один из собеседников может отводить глаза, и это раздражает другого, так как не понять, слушает человек или нет. То же относится и к увеличению дистанции в разговоре — это воспринимается как нежелание продолжать разговор.
Игра «Статья»
Участвуют двое, инструкция зачитывается обоим.
Вы вместе написали статью. Один остался распечатывать, а другой ушел домой на полчаса раньше. Зашел начальник и сказал, что статья очень поможет на аттестации, что могут повысить в должности, и человек убрал вторую фамилию. Через несколько дней вышел журнал со статьей и одной фамилией.
Инструкция участникам: «Вы встречаетесь в коридоре. Ваши действия?»
Обсуждение. «Поведение в напряженной конфликтной ситуации».
Два важных момента:
1. Это рекомендации, как правильно отнестись к претензиям партнера, как не обидеться на него, а понять, что человек возмущен и именно поэтому так себя ведет. Это можно рассматривать как первую стадию выхода из конфликта.
2. Мы даем возможность партнеру выговориться и немного успокоиться. Далее мы стараемся показать, что мы с ним партнеры в борьбе с проблемой, готовы и хотим ему помочь. Если есть наша вина, то сначала надо признаться в этом, попросить прощения и предложить выход. Если же нашей вины нет, то мы опять же просим прощения (но в данном случае, когда мы говорим «извините», это просто форма вежливости, а не признание вины), а потом говорим о нашей непричастности и предлагаем свою помощь.
Поведение в напряженной конфликтной ситуации
Фаза 1. Настройка на партнера.
-
Не замыкайтесь в беседе на себе, на своем состоянии, на своих мыслях.
-
Старайтесь смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки, позу, следить за изменениями выражения лица и позы.
-
Пытайтесь мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в конфликтное состояние.
-
Попытайтесь поставить себя на место партнера и почувствовать: «А каково бы было мне в этом состоянии?»
Фаза 2. Перестройка поведения партнера (Техники выравнивания напряжения).
-
Дайте партнеру выговориться и сделайте паузу.
-
Скажите о том впечатлении, которое производят на вас слова партнера.
-
Скажите о состоянии: а) своем, б) партнера.
-
Подчеркните свою общность с партнером.
-
Подчеркните значимость мнений и суждений партнера для вас.
-
Обратитесь к фактам.
-
В случае вашей неправоты немедленно признайте ее и предложите выход из ситуации.
-
Сохраняйте самообладание.
-
Ведите себя корректно и даже подчеркнуто вежливо.
-
Повторяйте самые неразумные слова партнера.
-
Если партнер слабее вас или имеет более низкий статус, покажите ему, что вы понимаете его состояние.
Все эти правила и рекомендации выполнять в полном объеме не обязательно, нужно ориентироваться на конкретную ситуацию.
Игра «Журнал»
Инструкция участнику: «Ты вчера принес на работу журнал, который тебе дал на время друг, он привез его из Америки. Этот журнал у тебя попросил второй участник и потерял его вечером в транспорте. Друг попросил ему вернуть журнал утром, и ты пообещал, не зная, что тот утерян. Вы встречаетесь в коридоре и говорите...»
Обсуждение. Рекомендации по проведению аргументации своей точки зрения, позиции, решения:
-
Оперировать простыми, ясными, точными понятиями.
-
Вести аргументацию корректно по отношению к собеседнику:
-
открыто признавать правоту собеседника, а потом приводить собственные аргументы;
-
продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты собеседником;
-
сначала отвечать на аргументы собеседника, а потом приводить собственные аргументы;
-
сохранять вежливость.
-
Учитывать личностные особенности собеседника:
-
нацелить аргументацию на цели и мотивы собеседника;
-
избегать простого перечисления фактов, излагать преимущества того или иного события;
-
употреблять понятную собеседнику терминологию;
-
соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.
-
Пытаться как можно нагляднее излагать свои доказательства, идеи и соображения:
-
использовать ручку и бумагу для рисования схем, конспектировать ход беседы;
-
использовать сравнения, но без преувеличений, так как они вызывают недоверие.
-
Не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1—2 ярких довода достигают большего эффекта.
-
Использовать специальные приемы аргументации:
-
метод перелицовки - постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблем вместе с ним;
-
метод «салями» - постепенное подведение собеседника к полному согласию с вами путем получения его согласия сначала в главном, а затем в необходимых для полного согласия частностях;
-
метод расчленения - разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции;
-
метод положительных ответов - такое построение разговора, когда партнер на ваши первые вопросы отвечает «Да... да... да...» и потом продолжает соглашаться с вами уже по более существенным для дискуссии вопросам;
-
метод классической риторики - согласие с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его построений с помощью одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивности партнера);
-
метод замедления темпа - умышленное медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера;
-
метод двухсторонней аргументации - указание как преимуществ, так и слабых сторон предлагаемого вами решения (этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника).
-
Своевременно делать обобщения и выводы по проведенному обсуждению аргументов.
Подведение итогов занятия.
- Введение
- Тема 1 конфликты: общие характеристики
- 1.1. Определение конфликта
- 1.2. Виды конфликтов
- 1.3. Социальные конфликты
- Субъекты и участники конфликта
- Объект конфликта
- Основные виды социальных конфликтов
- Классификация конфликтов
- 1.4. Основные стадии развития конфликта
- 1.5. Межличностные конфликты
- 1.5.1. Определение и факторы возникновения межличностного конфликта
- 1.5.2. Стили поведения субъектов в ситуации конфликта
- 1.6. Внутриличностные конфликты
- Осознанные внутренние конфликты
- Неосознанные внутренние конфликты
- Тема 2 конфликты в медицине
- 2.1. Уровни конфликтов в медицине
- 2.2. Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения
- 2.3. Конфликты в системе врач – больной
- 2.4. Причины и условия возникновения конфликтов в медицине
- 2.5. Стороны и предмет конфликта в медицине
- Тема 3 технологии разрешения конфликтов.
- 3.1. Методы разрешения межличностных конфликтов
- 3.2. Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
- 1. Выверенная кадровая политика
- 2. Высокий авторитет руководителя
- 3. Наличие в коллективе высокой организационной культуры
- 4. Престиж деятельности и организации
- 5. Благоприятный психологический климат
- 3.3. Переговоры – основа разрешения разногласий и конфликтов
- 3.4. Стадии переговоров
- 3.5. Стратегии и типы переговоров
- Тема 4 разрешение производственных конфликтов
- 4.1. Возможности разрешения
- Производственных конфликтов
- 4.2. Способы предупреждения производственных конфликтов
- 4.3. Технологии предупреждения конфликтов сотрудников
- 4.4. Технологии нормализации взаимоотношений
- 4.5. Избегание конфликтов на работе
- 4.6. Установление отношений с коллегами по работе
- 4.7. Сплетни на работе и их влияние на производственный микроклимат
- Тема 5 Агрессия и конфликты
- 5.1. Определение и виды агрессии
- 5.1.1. Агрессия: определение
- 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.
- 5.1.2. Структурные компоненты агрессии
- 5.1.3. Типология агрессии и агрессивности
- Категории агрессии по Бассу
- 5.1.4. Факторы, детерминирующие агрессию
- 5.2. Основные теории агрессии
- Психоаналитический подход з. Фрейда
- Эволюционный подход к. Лоренца
- Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
- Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)
- Теория социального научения а. Бандуры
- Когнитивный подход к агрессии л. Берковица
- Теория переноса возбуждения д.Зильманна
- 5.3. Становление агрессивного поведения в детском возрасте
- Семья как реальный пример агрессивного поведения.
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- 2. Физическое наказание как средство воспитания.
- Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения
- Сми как символический пример агрессивного поведения
- 5.4. Методы исследования агрессии
- 5.5. Определение и типология аутоагрессии
- 5.6. Методы профилактики агрессии
- 6.1.2. Суицидальное поведение: основные теории
- Зигмунд Фрейд
- Карл Меннингер
- Альфред Адлер
- Карл Юнг
- Джеймс Хиллмен
- Герри Стек Салливен
- Карен Хорни
- Эмиль Дюркгейм
- Норман Фейбероу
- Эдвин Шнейдман
- 6.2. Этапы формирования суицидального поведения
- 6.3. Виды суицидального поведения
- 6.4. Пресуицидальный и постсуицидальный периоды
- 6.4.1. Предсуицидальный период
- 6.4.2. Постсуицидальный период
- 1. Критический.
- 2. Манипулятивный.
- 3. Аналитический.
- 4. Суицидально-фиксированный тип постсуицидального периода.
- 6.5. Аутодеструктивное поведение
- 6.6. Методы профилактики суицидального поведения. Оценка риска самоубийства.
- Признаки повышенного риска самоубийства:
- Антисуицидальные факторы:
- Предотвращение самоубийств
- Правовые и моральные вопросы
- Прогноз суицидального поведения психически больных
- Меры профилактики суицидального поведения в амбулаторных условиях
- Лабораторное занятие №1
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса
- Текст опросника к.Н.Томаса (адаптация н.В.Гришиной).
- Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
- Текст опросника т. Лири
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Какой я есть
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Каким я хочу быть
- Лабораторное занятие №2
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки
- Текст опросника Басса-Дарки
- Регистрационный бланк опросника Басса-Дарки Фамилия, и.О. ______________________________________
- Возраст _____
- Ключ опросника Басса-Дарки
- Тест «Несуществующее животное»
- Лабораторное занятие №3
- Основная литература