logo
+Медицинская конфликтология Учебное пособие

Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения

Дети усваивают различные модели поведения в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы поведения возникают при общении со сверстниками. Усвоение агрессивного поведения при взаимодействии со сверстниками происходит в первую очередь во время шумных игр, когда дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу како-то вред.

Агрессивное поведение, усвоенное ребенком в семье, будет переноситься и на взаимоотношения со сверстниками. И, как правило, агрессивные дети часто отвергаются сверстниками (менее агрессивными), что является еще одним источником озлобления агрессивного ребенка.

Однако не обязательно, что агрессивного ребенка отвергают все дети. Агрессивный ребенок, которого не принимает одна группа, может получить одобрение и принятие со стороны другой группы, как правило, принимающей и одобряющей агрессивное поведение. И даже может занимать в этой группе лидирующее положение. Таким образом, не всегда агрессивность приводит к социальной изоляции.

Кейрнс и его коллеги (Cairns, 1988) проводили исследование 600 учащихся 4 и 7 классов, в результате которого было обнаружено, что более агрессивные подростки так же включены в социальные группы, как и их менее агрессивные сверстники. Тем не менее, агрессивные дети склонны объединяться со столь же агрессивными сверстниками, для которых агрессивное поведение является приемлемым и, таким образом, идет закрепление агрессивного поведения при взаимодействии со сверстниками.