logo search
ПиП для заочников / ПиП_консп лекц

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИИ 9

План лекции 9

Объект и предмет психологии 9

Научная и житейская психология 10

Психология как научная и практическая деятельность 11

Представление о психике в традиционной науке 11

Основные понятия психологии 13

Отрасли психологии 13

Взаимосвязь психологии с другими науками 16

Рекомендуемая литература 18

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ 19

План лекции 19

Этапы становления психологии как науки 19

Направления психологии: предмет и методы исследования 22

Основные характеристики бихевиоризма 23

Основные характеристики психоанализа 24

Основные характеристики гештальтпсихологии 25

Основные характеристики гуманистической психологии 26

Когнитивный подход и его особенности 28

Отечественная психология (деятельностный подход) 28

Тенденции развития современной психологии [4] 29

Рекомендуемая литература 29

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 31

План лекции 31

Особенности научного изучения психики 31

Классификация методов психологических исследований 32

Наблюдение 34

Опрос 36

Тестирование 36

Анализ продуктов деятельности 38

Эксперимент 39

Рекомендуемая литература 41

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 42

План лекции 42

Представления о сознании в традиционной науке 42

Состояния сознания 43

Структура сознания 44

Виды неосознаваемых процессов 45

Рекомендуемая литература 46

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 47

План лекции 47

Понятие и виды познавательных процессов 47

Ощущения 48

Восприятие 50

Внимание 52

Виды памяти 53

Закономерности процессов памяти 54

Общие представления о мышлении 55

Формы мышления и мыслительные операции 55

Виды и индивидуальные особенности мышления 56

Воображение 57

Рекомендуемая литература 58

ЭМОЦИИ 59

План лекции 59

Понятие и функции эмоций 59

Виды эмоциональных переживаний 60

Элементарные эмоции, чувства и настроения 60

Аффекты 61

Управление эмоциями 62

Рекомендуемая литература 63

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64

План лекции 64

Понятие и виды деятельности 64

Содержание и структура деятельности 66

Потребности и мотивы 66

Цели, задачи, предмет деятельности 68

Действия и операции как составляющие деятельности 68

Умения, навыки и привычки 70

Рекомендуемая литература 71

ЛИЧНОСТЬ 73

План лекции 73

Понимание личности в психологии 73

Соотношение понятий: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность 75

Индивид и личность 76

Структура личности 76

Личность как субъект межличностных отношений 77

Становление личности 78

Личность как система регуляции деятельности 79

Индивидуальность человека 80

Рекомендуемая литература 81

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ 82

План лекции 82

Определение и основные критерии темперамента 82

Основные формы проявления темперамента и их показатели 83

Типы темперамента и их связь со свойствами нервной системы 84

Определение характера; свойства и черты характера 85

Типология характеров 87

Акцентуация характера. Типология характера К. Леонгарда 87

Понятие способностей, условия развития и уровни 89

Классификация способностей 90

Рекомендуемая литература 92

СОЦИАЛИЗАЦИЯ, СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ, Я-КОНЦЕПЦИЯ 93

План лекции 93

Социализация: понятие, содержание, механизмы 93

Стадии и институты социализации 94

Социальная установка: понятие, структура, функции 95

Взаимосвязь аттитюдов и поведения 97

Факторы, определяющие влияние аттитюдов на поведение 97

Феномены, определяющие влияние поведения на аттитюды 98

Я-концепция как результат социального развития личности 100

Структурные компоненты Я-концепции 100

Функции Я-концепции 102

Рекомендуемая литература 102

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОБЩЕНИЕ 103

План лекции 103

Особенности межличностных отношений 103

Понятие и виды общения 104

Структура общения 106

Особенности коммуникативной стороны общения 107

Интерактивная сторона общения 108

Перцептивная сторона общения 109

Рекомендуемая литература 110

ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП: ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 111

План лекции 111

Понятие малой группы 112

Классификация малых групп. 112

Основные характеристики малой группы 114

Общая характеристика динамических процессов в малой группе 116

Содержание и структура большой социальной группы 118

Структура психологии больших социальных групп 120

Основные виды устойчивых социальных групп и их характеристика 120

Виды стихийных социальных групп и их характеристика 121

Рекомендуемая литература 122

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 124

План лекции 124

Психологические признаки труда 124

Характеристика психологии труда как науки 125

Психологическое профессиоведение, классификация профессий 126

Трудовой пост 128

Субъект труда: формирование и развитие 131

Противоречия в развитии и функционировании профессионала 133

Профессиональное самоопределение 134

Профессиональный психологический отбор 136

Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 136

Функциональные состояния 138

Рекомендуемая литература 143

СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА» 144

План лекции 144

Характеристика инженерной психологии 144

Методологические принципы инженерной психологии 145

Особенности и классификация систем «человек–машина» 147

Показатели качества СЧМ 147

Эргономичность СЧМ 149

Оператор в системе «человек–машина» 3

Инженерно-психологические особенности проектирования СЧМ 4

Инженерно-психологическая оценка СЧМ 5

Рекомендуемая литература 7

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ПЕДАГОГИКИ 8

План лекции 8

Педагогическая наука и педагогическая практика 8

Развитие образовательной практики 10

Этапы развития научно-педагогического знания 12

Основные понятия педагогики 13

Отрасли педагогики 17

Педагогика в системе наук 18

Рекомендуемая литература 19

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 20

План лекции 20

Функции образования 20

Цель образования 21

Система образования в России 21

Характеристики системы образования 24

Общая характеристика педагогических систем 25

Гуманизация образования 27

Дифференциация и индивидуализация образования 28

Информатизация образования 29

Рекомендуемая литература 31

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 32

План лекции 32

Сущность воспитания 32

Направления воспитания 33

Закономерности, принципы и методы воспитания 36

Понятие, функции и виды обучения 38

Содержание обучения 40

Формы обучения 42

Принципы и методы обучения 42

Самообразование 44

Рекомендуемая литература 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЛЕКЦИЙ 46

СОДЕРЖАНИЕ 55

1В инженерной психологии обычно вместо термина «человек-оператор» используется термин «оператор», под которым понимается «человеческое звено» системы «человек–машина».

149