logo search
psikhologia_ekzamen

10.Развитие психики в процессе онтогенеза.

Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность.

Онтогенез – (онтос – сущее, генезис - происхождение) – это развитие психики индивида, начиная с рождения до смерти, от старости.

Года жизни

Возрастная классификация

Характеристика

До 1года жизни

Грудной возраст (первые 10дней – новорожденный)

Быстрый рост и духовное развитие

1-3года

Ранний детский возраст

Начинает развиваться фантазия, характер, воля.

3-6(7)лет

Первый детский возраст (дошкольный)

Возникновение потребностей в серьезной деятельности, но произвольное внимание еще слабое

7(8) – 11(12)

Второй детский (младший школьный)

13-16 мужчины

12-15 женщины

Переломный подростковый (старший школьный)

Усиленный рост организма, развитие вторичных половых органов

Мужчины 17-21

Женщины 16-20

Юношеский возраст

Продолжается развитие и созревание организма

Женщины 21-35

Мужчины 22-35

Ранняя зрелость

Относительная стабильность телосложения,

Мужчины 36-60

Женщины 36-55

Поздняя зрелость

Угасание физиологических функций организма, до появления старческих изменений (выпадение зубов, ухудшение памяти и т.п.)

Мужчины 61-71

Женщины 56-74

Преклонный возраст (пожилой возраст)

Активное проявления старческих изменений, угасание физиологических и физических функций организма

75 - 90

Старческий возраст

>90 лет

долгожительство

Заканчивается смертью в связи с вырождением органов и т.п.

1.Закон неравномерности развития – это изменение отдельных психических функций, имеет разные темпы, как в период роста, так и период старения (6-7лет ускоренное развитие всех функций – памяти, мышления и т.п.; 7-20 развитие идет с замедлением, 20лет – оптимум в развитии, 20-50 ускоренное ухудшение сенсорики, после 50лет процесс ухудшения замедляется).

2.Закон гетерохронности – отдельные стороны психической функции развиваются разновременно, т.е. развиваются те функции, которые являются наиболее важными в данный период времени (достижение различных видах зрелости: физиологическая, психологическая, личностная, зрелость как субъекта деятельности).