10.Развитие психики в процессе онтогенеза.
Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность.
Онтогенез – (онтос – сущее, генезис - происхождение) – это развитие психики индивида, начиная с рождения до смерти, от старости.
Года жизни | Возрастная классификация | Характеристика |
До 1года жизни | Грудной возраст (первые 10дней – новорожденный) | Быстрый рост и духовное развитие |
1-3года | Ранний детский возраст | Начинает развиваться фантазия, характер, воля. |
3-6(7)лет | Первый детский возраст (дошкольный) | Возникновение потребностей в серьезной деятельности, но произвольное внимание еще слабое |
7(8) – 11(12) | Второй детский (младший школьный) | |
13-16 мужчины 12-15 женщины | Переломный подростковый (старший школьный) | Усиленный рост организма, развитие вторичных половых органов |
Мужчины 17-21 Женщины 16-20 | Юношеский возраст | Продолжается развитие и созревание организма |
Женщины 21-35 Мужчины 22-35 | Ранняя зрелость | Относительная стабильность телосложения, |
Мужчины 36-60 Женщины 36-55 | Поздняя зрелость | Угасание физиологических функций организма, до появления старческих изменений (выпадение зубов, ухудшение памяти и т.п.) |
Мужчины 61-71 Женщины 56-74 | Преклонный возраст (пожилой возраст) | Активное проявления старческих изменений, угасание физиологических и физических функций организма |
75 - 90
| Старческий возраст |
|
>90 лет | долгожительство | Заканчивается смертью в связи с вырождением органов и т.п. |
1.Закон неравномерности развития – это изменение отдельных психических функций, имеет разные темпы, как в период роста, так и период старения (6-7лет ускоренное развитие всех функций – памяти, мышления и т.п.; 7-20 развитие идет с замедлением, 20лет – оптимум в развитии, 20-50 ускоренное ухудшение сенсорики, после 50лет процесс ухудшения замедляется).
2.Закон гетерохронности – отдельные стороны психической функции развиваются разновременно, т.е. развиваются те функции, которые являются наиболее важными в данный период времени (достижение различных видах зрелости: физиологическая, психологическая, личностная, зрелость как субъекта деятельности).
- 1. Психология как наука, ее предмет и основные задачи.
- 2.Место психологии в системе наук.
- 3. Основные исторические этапы развития психологической науки
- 4. Основные направления в психологии XX века
- 5. Основные принципы психологии
- 6.Категории и методы психологического исследования
- 7. Психика и мозг человека. Строение нервной системы
- 8.Понятие и основные функции психики
- 9.Структура психики человека
- 10.Развитие психики в процессе онтогенеза.
- 11.Развитие психики в филогенезе.
- 12. Сознание как высшая форма психического отражения
- 13.Ощущение – первичная форма отражения действительности.
- 14.Строение анализатора
- 15.Пороги ощущений
- 16.Сущность и основные качества восприятия
- 17. Внимание, виды внимания
- 18.Память и ее виды
- 19.Мышление: виды и их характеристика
- 20.Этапы мыслительной деятельности
- 21.Основные элементы и операции мышления
- 22.Речь – важнейший компонент человеческой деятельности
- 23. Представление как психический процесс
- 24. Воображение и творчество человека
- 25.Классификация базовых понятий: индивид, личность, индивидуальность.
- 26.Понятие и структура личности в психологии
- 27.Задатки и способности
- 28.Понятие и типы темперамента
- 29.Определение характера, его основных черт
- 30.Волевая регуляция поведения
- 31.Виды и роль эмоций в жизни человека
- 32.Мотив и мотивация
- 33.Мотивационная пирамида а. Маслоу
- 1. Физиологические потребности
- 2. Потребность в безопасности
- 3. Потребность в принадлежности и любви
- 4. Потребность в признании
- 5. Потребность в самоактуализации (самореализации)
- 34.Психические состояния человека
- 35.Общение как основа межличностных отношений.
- 36.Коммуникативная сторона общения
- 37.Общение как взаимодействие
- 38.Общение как восприятие людьми друг друга
- 39.Вербальные средства общения
- 40.Невербальные средства общения
- 41.Педагогика как наука: объект, предмет. Задачи и основные категории
- 42.Принципы и методы педагогики
- 43.Системв педагогических наук.
- 44.Междисциплинарный характер педагогики
- 45.Содержание понятия «дидактика», базовые понятия дидактики
- 46.Содержание образования
- 47.Основные дидактические концепции
- 48.Проблемное обучение
- 49.Программированное обучение
- 50.Дистанционное обучение