12. Сознание как высшая форма психического отражения
Сознание – это высшая, свойственное только человеку, форма обобщенного отражения объективной реальности, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего, достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Основной функцией сознания является: формирование целей деятельности, предварительное осмысление и мысленное построение действий и предвидение их результатов, что и обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.
Выделяют 2 слоя сознания:
1.Бытийное сознание – включает биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы.
2.Рефлективное сознание – включает в себя значение и смысл.
Значение – это содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.
Смысл – это субъективное понимание и отношение к информации.
В современной психологии различают несколько видов состояний сознания:
1. бессознательное состояние – это экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции
2. сон – это состояние, в котором предполагается переживание сновидений.
3. бодрствование – это состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению.
Венцом развития сознания является формирование самосознания.
- 1. Психология как наука, ее предмет и основные задачи.
- 2.Место психологии в системе наук.
- 3. Основные исторические этапы развития психологической науки
- 4. Основные направления в психологии XX века
- 5. Основные принципы психологии
- 6.Категории и методы психологического исследования
- 7. Психика и мозг человека. Строение нервной системы
- 8.Понятие и основные функции психики
- 9.Структура психики человека
- 10.Развитие психики в процессе онтогенеза.
- 11.Развитие психики в филогенезе.
- 12. Сознание как высшая форма психического отражения
- 13.Ощущение – первичная форма отражения действительности.
- 14.Строение анализатора
- 15.Пороги ощущений
- 16.Сущность и основные качества восприятия
- 17. Внимание, виды внимания
- 18.Память и ее виды
- 19.Мышление: виды и их характеристика
- 20.Этапы мыслительной деятельности
- 21.Основные элементы и операции мышления
- 22.Речь – важнейший компонент человеческой деятельности
- 23. Представление как психический процесс
- 24. Воображение и творчество человека
- 25.Классификация базовых понятий: индивид, личность, индивидуальность.
- 26.Понятие и структура личности в психологии
- 27.Задатки и способности
- 28.Понятие и типы темперамента
- 29.Определение характера, его основных черт
- 30.Волевая регуляция поведения
- 31.Виды и роль эмоций в жизни человека
- 32.Мотив и мотивация
- 33.Мотивационная пирамида а. Маслоу
- 1. Физиологические потребности
- 2. Потребность в безопасности
- 3. Потребность в принадлежности и любви
- 4. Потребность в признании
- 5. Потребность в самоактуализации (самореализации)
- 34.Психические состояния человека
- 35.Общение как основа межличностных отношений.
- 36.Коммуникативная сторона общения
- 37.Общение как взаимодействие
- 38.Общение как восприятие людьми друг друга
- 39.Вербальные средства общения
- 40.Невербальные средства общения
- 41.Педагогика как наука: объект, предмет. Задачи и основные категории
- 42.Принципы и методы педагогики
- 43.Системв педагогических наук.
- 44.Междисциплинарный характер педагогики
- 45.Содержание понятия «дидактика», базовые понятия дидактики
- 46.Содержание образования
- 47.Основные дидактические концепции
- 48.Проблемное обучение
- 49.Программированное обучение
- 50.Дистанционное обучение