18.Память и ее виды
Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, осмысливалось человеком, т.е. сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта.
Существуют 3 процесса, синтез которых, образует память:
1.запоминание – здесь происходит анализ, индетефикация информации и ее кодирование.
2.хранение информации – организация и удержание информации.
3.воспроизведение – способность использовать хранящуюся информацию. Процесс произвольного воспроизведения – припоминание.
Все 3 процесса неразделимы, иначе процесс памяти будет нарушен.
Различают 2 основных вида памяти:
1.генетическая память – сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные форм видового поведения (инстинкты). Информация хранится в молекулах ДНК.
2.прижизненная память – сохраняет информацию с момента рождения до смерти.
Виды прижизненной памяти:
- двигательная память – способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций
- образная память – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные восприятия. Бывает: *зрительная память; *слуховая; *осязательная; *обонятельная; *вкусовая
- эмоциональная память – сохраняет и воспроизводит пережитые нами чувства, о собственных эмоциональных состояниях
- вербальная память (семитическая, словесно-логическая) – это память включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматически правила родного языка
Классификация памяти:
1.по степени проявления воли
- произвольная
-непроизвольная
2. по времени сохранения материала
- мгновенная память (память-образ) – связана с удержанием точной и полной картины, только что воспринятой органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации; 0,1 – 0,5секунды.
- кратковременная память – сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Работает без предварительной сознательной установки на запоминание. 20секунд без повторения.
- оперативная память – хранится информация, необходимая для решения конкретной задачи. Срок хранения зависит от этой задачи – от нескольких секунд до нескольких дней.
- долговременная память – способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Может воспроизводиться сколько угодно раз без потери, а многократное воспроизведение только упрочивает ее отложение.
Факторы, влияющие на память:
*работа мозга и ЦНС
*среда
*характер деятельности человека
*тип личности
Качества памяти:
1.объем – количество объектов, припоминаемых сразу же после их однократного восприятия
2.быстрота – количество затраченного времени на запоминание и припоминание нужного материала
3.точность – это степень того что припоминается с тем что воспринималось.
4.длительность – это количество времени, в течение которого без повторных восприятий может припомнится то, что запомнилось.
- 1. Психология как наука, ее предмет и основные задачи.
- 2.Место психологии в системе наук.
- 3. Основные исторические этапы развития психологической науки
- 4. Основные направления в психологии XX века
- 5. Основные принципы психологии
- 6.Категории и методы психологического исследования
- 7. Психика и мозг человека. Строение нервной системы
- 8.Понятие и основные функции психики
- 9.Структура психики человека
- 10.Развитие психики в процессе онтогенеза.
- 11.Развитие психики в филогенезе.
- 12. Сознание как высшая форма психического отражения
- 13.Ощущение – первичная форма отражения действительности.
- 14.Строение анализатора
- 15.Пороги ощущений
- 16.Сущность и основные качества восприятия
- 17. Внимание, виды внимания
- 18.Память и ее виды
- 19.Мышление: виды и их характеристика
- 20.Этапы мыслительной деятельности
- 21.Основные элементы и операции мышления
- 22.Речь – важнейший компонент человеческой деятельности
- 23. Представление как психический процесс
- 24. Воображение и творчество человека
- 25.Классификация базовых понятий: индивид, личность, индивидуальность.
- 26.Понятие и структура личности в психологии
- 27.Задатки и способности
- 28.Понятие и типы темперамента
- 29.Определение характера, его основных черт
- 30.Волевая регуляция поведения
- 31.Виды и роль эмоций в жизни человека
- 32.Мотив и мотивация
- 33.Мотивационная пирамида а. Маслоу
- 1. Физиологические потребности
- 2. Потребность в безопасности
- 3. Потребность в принадлежности и любви
- 4. Потребность в признании
- 5. Потребность в самоактуализации (самореализации)
- 34.Психические состояния человека
- 35.Общение как основа межличностных отношений.
- 36.Коммуникативная сторона общения
- 37.Общение как взаимодействие
- 38.Общение как восприятие людьми друг друга
- 39.Вербальные средства общения
- 40.Невербальные средства общения
- 41.Педагогика как наука: объект, предмет. Задачи и основные категории
- 42.Принципы и методы педагогики
- 43.Системв педагогических наук.
- 44.Междисциплинарный характер педагогики
- 45.Содержание понятия «дидактика», базовые понятия дидактики
- 46.Содержание образования
- 47.Основные дидактические концепции
- 48.Проблемное обучение
- 49.Программированное обучение
- 50.Дистанционное обучение