11.Развитие психики в филогенезе.
Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность.
Филогенез – (филэ – племя, генезис – происхождение) – это история развития психики на протяжении существования живых организмов.
1) элементарная чувствительность – на этом этапе осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. существует ощущение. Основная форма поведения – рефлексы инстинкты, таксисы (это инстинктивная форма пространственной ориентации животных, в соответствии с которой они начинают двигаться либо по направлению к благоприятным, жизненно-необходимым элементам окружающей среды, либо от неблагоприятных.
2) предметное восприятие (перцепция) – возникает отражение целостных предметов, т.е. возникает восприятие, когда возникает целостный образ объекта. Основная форма отражения – предметное восприятие, т.е. животное способно отражать предметы в виде целостных психических образов. Основная форма поведения – навыки.
3) интеллектуальная психика – возникает отражение отношений между предметами. Основная форма поведения – интеллектуальная.
Основные черты интеллектуального поведения:
- способность решать двухфазные задачи
- способность решать одну и ту же задачу разными способами
- использование примитивных орудий
Психика человека – это качественно более высокий уровень развития. Развитие психики человека происходила в процессе трудовой деятельности, а для этого вида деятельности характерны:
- употребление и изготовление орудий труда, их сохранение и последующее использование.
- продуктивный характер и целенаправленный процесс труда
- 1. Психология как наука, ее предмет и основные задачи.
- 2.Место психологии в системе наук.
- 3. Основные исторические этапы развития психологической науки
- 4. Основные направления в психологии XX века
- 5. Основные принципы психологии
- 6.Категории и методы психологического исследования
- 7. Психика и мозг человека. Строение нервной системы
- 8.Понятие и основные функции психики
- 9.Структура психики человека
- 10.Развитие психики в процессе онтогенеза.
- 11.Развитие психики в филогенезе.
- 12. Сознание как высшая форма психического отражения
- 13.Ощущение – первичная форма отражения действительности.
- 14.Строение анализатора
- 15.Пороги ощущений
- 16.Сущность и основные качества восприятия
- 17. Внимание, виды внимания
- 18.Память и ее виды
- 19.Мышление: виды и их характеристика
- 20.Этапы мыслительной деятельности
- 21.Основные элементы и операции мышления
- 22.Речь – важнейший компонент человеческой деятельности
- 23. Представление как психический процесс
- 24. Воображение и творчество человека
- 25.Классификация базовых понятий: индивид, личность, индивидуальность.
- 26.Понятие и структура личности в психологии
- 27.Задатки и способности
- 28.Понятие и типы темперамента
- 29.Определение характера, его основных черт
- 30.Волевая регуляция поведения
- 31.Виды и роль эмоций в жизни человека
- 32.Мотив и мотивация
- 33.Мотивационная пирамида а. Маслоу
- 1. Физиологические потребности
- 2. Потребность в безопасности
- 3. Потребность в принадлежности и любви
- 4. Потребность в признании
- 5. Потребность в самоактуализации (самореализации)
- 34.Психические состояния человека
- 35.Общение как основа межличностных отношений.
- 36.Коммуникативная сторона общения
- 37.Общение как взаимодействие
- 38.Общение как восприятие людьми друг друга
- 39.Вербальные средства общения
- 40.Невербальные средства общения
- 41.Педагогика как наука: объект, предмет. Задачи и основные категории
- 42.Принципы и методы педагогики
- 43.Системв педагогических наук.
- 44.Междисциплинарный характер педагогики
- 45.Содержание понятия «дидактика», базовые понятия дидактики
- 46.Содержание образования
- 47.Основные дидактические концепции
- 48.Проблемное обучение
- 49.Программированное обучение
- 50.Дистанционное обучение