23. Представление как психический процесс
Представление – это психический познавательный процесс, отражения предметов и явлений, которые в данный момент времени не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.
Характеристики представления:
1.наглядность – образы представления близки к образам восприятия, но никогда не имеют той же степени наглядности
2.фрагментарность – образы представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.
3.Неустойчивость – любой вызванный образ исчезнет из поля сознания, как бы мы не старались этого избежать
Типы представлений:
1.представления памяти – возникают на основе нашего предыдущего восприятия
2.представления воображения – формируются на основе, полученной в прошлых восприятиях информации и более или менее творческой ее переработке
Функции представления:
1.сигнальная – состоит в отражении в каждом случае не только образа предмета, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением.
2.Настроечная – проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды
Виды представления:
1.непроизвольное
2.произвольное
3.единичное – наблюдение одного предмета
4.общее – представление, обобщенно отражающее свойства ряда сходных предметов
В основе представлений лежит прошлый персептивный опыт, поэтому основная классификация представлений строится на основе классификации восприятия. Поэтому принято выделять:
*Зрительные
*Слуховые
*Обонятельные
*Вкусовые и т.д.
- 1. Психология как наука, ее предмет и основные задачи.
- 2.Место психологии в системе наук.
- 3. Основные исторические этапы развития психологической науки
- 4. Основные направления в психологии XX века
- 5. Основные принципы психологии
- 6.Категории и методы психологического исследования
- 7. Психика и мозг человека. Строение нервной системы
- 8.Понятие и основные функции психики
- 9.Структура психики человека
- 10.Развитие психики в процессе онтогенеза.
- 11.Развитие психики в филогенезе.
- 12. Сознание как высшая форма психического отражения
- 13.Ощущение – первичная форма отражения действительности.
- 14.Строение анализатора
- 15.Пороги ощущений
- 16.Сущность и основные качества восприятия
- 17. Внимание, виды внимания
- 18.Память и ее виды
- 19.Мышление: виды и их характеристика
- 20.Этапы мыслительной деятельности
- 21.Основные элементы и операции мышления
- 22.Речь – важнейший компонент человеческой деятельности
- 23. Представление как психический процесс
- 24. Воображение и творчество человека
- 25.Классификация базовых понятий: индивид, личность, индивидуальность.
- 26.Понятие и структура личности в психологии
- 27.Задатки и способности
- 28.Понятие и типы темперамента
- 29.Определение характера, его основных черт
- 30.Волевая регуляция поведения
- 31.Виды и роль эмоций в жизни человека
- 32.Мотив и мотивация
- 33.Мотивационная пирамида а. Маслоу
- 1. Физиологические потребности
- 2. Потребность в безопасности
- 3. Потребность в принадлежности и любви
- 4. Потребность в признании
- 5. Потребность в самоактуализации (самореализации)
- 34.Психические состояния человека
- 35.Общение как основа межличностных отношений.
- 36.Коммуникативная сторона общения
- 37.Общение как взаимодействие
- 38.Общение как восприятие людьми друг друга
- 39.Вербальные средства общения
- 40.Невербальные средства общения
- 41.Педагогика как наука: объект, предмет. Задачи и основные категории
- 42.Принципы и методы педагогики
- 43.Системв педагогических наук.
- 44.Междисциплинарный характер педагогики
- 45.Содержание понятия «дидактика», базовые понятия дидактики
- 46.Содержание образования
- 47.Основные дидактические концепции
- 48.Проблемное обучение
- 49.Программированное обучение
- 50.Дистанционное обучение