Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки
Термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте. Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд; Ардри); как стремление к господству (Моррисон); реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
-
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
-
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угрозы, проклятия, ругань).
-
Косвенная агрессия – использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топанье ногами и т. д.).
-
Негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитетов и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов.
-
Раздражение – склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости.
-
Подозрительность – склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред.
-
Обида – проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольством кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.
-
Чувство вины, или аутоагрессия – отношения и действия к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно.
- Введение
- Тема 1 конфликты: общие характеристики
- 1.1. Определение конфликта
- 1.2. Виды конфликтов
- 1.3. Социальные конфликты
- Субъекты и участники конфликта
- Объект конфликта
- Основные виды социальных конфликтов
- Классификация конфликтов
- 1.4. Основные стадии развития конфликта
- 1.5. Межличностные конфликты
- 1.5.1. Определение и факторы возникновения межличностного конфликта
- 1.5.2. Стили поведения субъектов в ситуации конфликта
- 1.6. Внутриличностные конфликты
- Осознанные внутренние конфликты
- Неосознанные внутренние конфликты
- Тема 2 конфликты в медицине
- 2.1. Уровни конфликтов в медицине
- 2.2. Противоречия, из-за которых возникают конфликты в системе здравоохранения
- 2.3. Конфликты в системе врач – больной
- 2.4. Причины и условия возникновения конфликтов в медицине
- 2.5. Стороны и предмет конфликта в медицине
- Тема 3 технологии разрешения конфликтов.
- 3.1. Методы разрешения межличностных конфликтов
- 3.2. Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
- 1. Выверенная кадровая политика
- 2. Высокий авторитет руководителя
- 3. Наличие в коллективе высокой организационной культуры
- 4. Престиж деятельности и организации
- 5. Благоприятный психологический климат
- 3.3. Переговоры – основа разрешения разногласий и конфликтов
- 3.4. Стадии переговоров
- 3.5. Стратегии и типы переговоров
- Тема 4 разрешение производственных конфликтов
- 4.1. Возможности разрешения
- Производственных конфликтов
- 4.2. Способы предупреждения производственных конфликтов
- 4.3. Технологии предупреждения конфликтов сотрудников
- 4.4. Технологии нормализации взаимоотношений
- 4.5. Избегание конфликтов на работе
- 4.6. Установление отношений с коллегами по работе
- 4.7. Сплетни на работе и их влияние на производственный микроклимат
- Тема 5 Агрессия и конфликты
- 5.1. Определение и виды агрессии
- 5.1.1. Агрессия: определение
- 1. Агрессия как сильная активность, стремление к самоутверждению.
- 5.1.2. Структурные компоненты агрессии
- 5.1.3. Типология агрессии и агрессивности
- Категории агрессии по Бассу
- 5.1.4. Факторы, детерминирующие агрессию
- 5.2. Основные теории агрессии
- Психоаналитический подход з. Фрейда
- Эволюционный подход к. Лоренца
- Фрустрационная теория агрессии (д. Доллард, н. Миллер)
- Поведенческий подход к агрессии (а. Басс, а. Бандура)
- Теория социального научения а. Бандуры
- Когнитивный подход к агрессии л. Берковица
- Теория переноса возбуждения д.Зильманна
- 5.3. Становление агрессивного поведения в детском возрасте
- Семья как реальный пример агрессивного поведения.
- 1. Факторы, определяющие агрессивное поведение ребенка в семье.
- 2. Физическое наказание как средство воспитания.
- Взаимодействие со сверстниками как источник агрессивного поведения
- Сми как символический пример агрессивного поведения
- 5.4. Методы исследования агрессии
- 5.5. Определение и типология аутоагрессии
- 5.6. Методы профилактики агрессии
- 6.1.2. Суицидальное поведение: основные теории
- Зигмунд Фрейд
- Карл Меннингер
- Альфред Адлер
- Карл Юнг
- Джеймс Хиллмен
- Герри Стек Салливен
- Карен Хорни
- Эмиль Дюркгейм
- Норман Фейбероу
- Эдвин Шнейдман
- 6.2. Этапы формирования суицидального поведения
- 6.3. Виды суицидального поведения
- 6.4. Пресуицидальный и постсуицидальный периоды
- 6.4.1. Предсуицидальный период
- 6.4.2. Постсуицидальный период
- 1. Критический.
- 2. Манипулятивный.
- 3. Аналитический.
- 4. Суицидально-фиксированный тип постсуицидального периода.
- 6.5. Аутодеструктивное поведение
- 6.6. Методы профилактики суицидального поведения. Оценка риска самоубийства.
- Признаки повышенного риска самоубийства:
- Антисуицидальные факторы:
- Предотвращение самоубийств
- Правовые и моральные вопросы
- Прогноз суицидального поведения психически больных
- Меры профилактики суицидального поведения в амбулаторных условиях
- Лабораторное занятие №1
- Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса
- Текст опросника к.Н.Томаса (адаптация н.В.Гришиной).
- Методика диагностики межличностных отношений т. Лири
- Текст опросника т. Лири
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Какой я есть
- Регистрационный бланк теста т. Лири
- Каким я хочу быть
- Лабораторное занятие №2
- Методика диагностики показателей и форм агрессии а.Басса и а.Дарки
- Текст опросника Басса-Дарки
- Регистрационный бланк опросника Басса-Дарки Фамилия, и.О. ______________________________________
- Возраст _____
- Ключ опросника Басса-Дарки
- Тест «Несуществующее животное»
- Лабораторное занятие №3
- Основная литература