7. Психика и мозг человека. Строение нервной системы
Психика – свойства высокоорганизованной материи отражать объективную реальность и на основе формируемого при этом субъективного психического образа, регулировать активность, поведение, деятельность.
Функция психики:
- отражение объективной реальности
- регулирование поведения, активности, деятельности
- обеспечение выживания организма
Структура психики
Структуру определяют психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Психический процесс – это элементарные психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, проявляющейся в виде реакций, и длящиеся от доли секунды до десятков минут.
Вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы делятся на 3 вида:
1.Познавательные процессы – ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление.
2.Эмоциональные – эмоции, чувства, переживания.
3.Волевые – принятие решения, волевое усилие и т.п.
Психическое состояние – уровень работоспособности и качество функционирования психики человека, свойственные для него, в каждый данный момент времени (могут длиться в течение часов, дней, лет и т.п.).
Психические состояния имеют рефлекторную природу. Они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий.
Наиболее изученными являются общие психические состояния и эмоциональное состояние (настроение). Наиболее устойчивыми являются психические свойства.
Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.
Психические свойства делятся на:
- на интеллектуальные свойства
- волевые свойства (решительность, настойчивость и т.п.)
- эмоциональные свойства (чуткость, нежность и т.п.)
Структурные образования, которые объединяют в себя различные психические свойства:
1.жизненная позиция личности – включает в себя систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую уровень активности человека.
2.Темперамент – система природных свойств личности, характеризующая динамическую сторону поведения.
3.Способности – это система интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющие творческие возможности личности.
4.Характер – система отношений и способов поведения.
Психика и мозг
ЦНС состоит из спинного и головного мозга. Спинной мозг регулирует работу мышц туловища и конечностей. Помещаются центры наиболее простых рефлексов. В ствольной части головного мозга, содержащей продолговатый мозг, мозжечок и средний мозг, происходит регуляция работы внутренних органов и сложных движений организма, обеспечивающих устойчивое равновесие при ходьбе, беге и т.д. Самыми высокими отделами ЦНС являются большие полушария головного мозга. Расположена кора головного мозга, толщиной 2-5мм и содержащей 15млрд клеток. Левое (у правшей) отвечает за информацию, представленную с помощью речи, счет, чтение и логические рассуждения. Правые (у правшей) – отвечает за творчество, оперирует образами и т.п.
Деятельность мозга, построена по рефлекторному типу. Все рефлексы делятся на безусловные (являются врожденные и относительно неизменные реакции организма на внешние воздействия + некоторые врожденные движения) и условные (это благо приобретенный рефлекс, возникающий в течение жизни индивида, не закрепляется генетически и не передается по наследству).
Близким к безусловным рефлексам по характеру проявления является инстинкт, т.е. врожденные неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида. Это врожденная последовательность реакций в ответ на строго-определенный раздражитель. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения.
- 1. Психология как наука, ее предмет и основные задачи.
- 2.Место психологии в системе наук.
- 3. Основные исторические этапы развития психологической науки
- 4. Основные направления в психологии XX века
- 5. Основные принципы психологии
- 6.Категории и методы психологического исследования
- 7. Психика и мозг человека. Строение нервной системы
- 8.Понятие и основные функции психики
- 9.Структура психики человека
- 10.Развитие психики в процессе онтогенеза.
- 11.Развитие психики в филогенезе.
- 12. Сознание как высшая форма психического отражения
- 13.Ощущение – первичная форма отражения действительности.
- 14.Строение анализатора
- 15.Пороги ощущений
- 16.Сущность и основные качества восприятия
- 17. Внимание, виды внимания
- 18.Память и ее виды
- 19.Мышление: виды и их характеристика
- 20.Этапы мыслительной деятельности
- 21.Основные элементы и операции мышления
- 22.Речь – важнейший компонент человеческой деятельности
- 23. Представление как психический процесс
- 24. Воображение и творчество человека
- 25.Классификация базовых понятий: индивид, личность, индивидуальность.
- 26.Понятие и структура личности в психологии
- 27.Задатки и способности
- 28.Понятие и типы темперамента
- 29.Определение характера, его основных черт
- 30.Волевая регуляция поведения
- 31.Виды и роль эмоций в жизни человека
- 32.Мотив и мотивация
- 33.Мотивационная пирамида а. Маслоу
- 1. Физиологические потребности
- 2. Потребность в безопасности
- 3. Потребность в принадлежности и любви
- 4. Потребность в признании
- 5. Потребность в самоактуализации (самореализации)
- 34.Психические состояния человека
- 35.Общение как основа межличностных отношений.
- 36.Коммуникативная сторона общения
- 37.Общение как взаимодействие
- 38.Общение как восприятие людьми друг друга
- 39.Вербальные средства общения
- 40.Невербальные средства общения
- 41.Педагогика как наука: объект, предмет. Задачи и основные категории
- 42.Принципы и методы педагогики
- 43.Системв педагогических наук.
- 44.Междисциплинарный характер педагогики
- 45.Содержание понятия «дидактика», базовые понятия дидактики
- 46.Содержание образования
- 47.Основные дидактические концепции
- 48.Проблемное обучение
- 49.Программированное обучение
- 50.Дистанционное обучение