logo search
Лютова Е

Работа с родителями агрессивного ребенка

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в направлениях

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, к проведению которых можно привлечь авторитетных специалистов. Кроме этого, для родителей, агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители обратятся за помощью к специалисту.

Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с сыном или дочерью, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско—родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т.п. Схематично основные направления работы с родителями агрессивных детей можно представить следующим образом (схемы 2 и 3).

С хема 2

И НФОРМИРОВАНИЕ

Лекции Наглядная информация

С ообщения на родительских собраниях

Схема 3

О бучение эффективным способам взаимодействия с детьми

Л екции Тренинги Индивидуальные Семинары

Детско-родительских отношений беседы и диспуты

Наглядная информация

В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером, мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным. Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что- либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т. д. Те

Техника модификации поведения отчета проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое — наказание и лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливьтх вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?» Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствие этого будет то, что их дети вряд ли когда либо в процессе воспитания усвоят навык адекватного выражения гнева.

В научной литературе разные исследователи дают образцы различных способов поведения в критических ситуациях, и все они могут быть применимы только с учетом их идивидуально-личностных особенностей участников конфликта. Так, лекарство для одного может стать «ядом» для другого. Автор книги «Укрощение гнева» дают взрослые рекомендации по развитию способности к самообладанию. Мэтью Мак-Кей, Питер Роджерс и Юдис Мак-Кей (1997) советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент когда они на него злы. В таких ситуация лучше уйти в другую комнату. Чтобы полностью установить контроль над собой, автор рекомендуют взрослым двигаться медленнее стараться не делать резких движений, не кричать и не хлопать дверью.

В таблице представленной ниже, даны общие рецепты избавления от гнева, которые будут полезны родителям. Эту таблицу можно разместить на специальном стенде в детском саду, школе или в кабинете психолога. Такая наглядная информация может побудить взрослых уделять больше времени самовоспитанию.