logo search
))))))))))))))))))))))))

Мышление.

К 3-4 годам у слепого или слабовидящего ребенка формируется наглядно-действеное мышление.

Важное место в развитии наглядно-образного мышления занимает техника оперирования образами, сущность которой в мыслительном перемещении предметов и их частей в пространстве. Этот процесс у слепых старших дошкольников находятся в стадии формирования. В подобных заданиях детям требуется опора на реальный предмет или хотя бы на какую-то его часть. Постепенный и поэтапный перевод решение заданий из реального и практического оперирования в обычный план показывает, что к концу дошкольного возраста раздраженные и неполные представления образуют целостный дифференцированный образ, в структуре которого выделяются существенные и несущественные, главные и второстепенные признаки. Тактильно-слухо-кинетический способ восприятия мира оказывает влияние на формирование действий в уме на первых годах обучения. Этот период является тем временем, когда происходит переход детей от стадии конкретно-понятийного мышления, свойственного учащимся начальных классов, к абстрактно-понятийному.

Образование новой структуры – формально-логических операций и перестройка интеллектуальной деятельности у слабовидящих происходит в течении более длительного времени и завершается лишь к 16-17л возрасту.

В овладении операциями классификация и квантификация у слабослышащих учащихся в начальной школы отмечаются большие затруднения – для них характерны трудности в образовании групп, переход к объединению по функциональному или внешнему признаку. Лонина показывает, что формирование таких мыслительных операций, как сравнение, классификация, обобщение, осуществляется у слабослышащих детей в более поздние сроки и с большими трудностями.

РЕЧЬ.

Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития; нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Использования взрослыми совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотношения усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой является усвоением лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами. Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессе становления личности.

Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения – мимики, пантомимами, поскольку нарушения зрения затрудняет восприятия выразительных движений и делает невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячим. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции речи, позволяющая овладеть ей экспрессивной стороной, мимикой и пантомимой и использовать эти умения в процессе обучения.