Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения
В психологической литературе выделятся следующие особенности эмоциональной сферы детей с нарушением зрения:
1. Представление о жестах находятся на низком уровне. Вследствие снижения остроты зрения они пользуются жестами в случаях уточнения информации, указания направления действия, то есть в качестве вспомогательного средства. Спонтанно, на основе подражания жесты без словесных обозначений усваиваются и используются детьми очень медленно и некачественно, что указывает на возможность и необходимость обучения детей жестам.
2. У детей с нарушением зрения наблюдается бедность мимики. Выражение эмоций и определение их модальностей у таких детей находящихся на более низком уровне, чем у нормально видящих сверстников. Это свидетельствует о том, что они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. У них наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.
3. Дошкольники с неполноценным зрением, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела и не умея использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей. Они видят в движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнении какой-либо деятельности.
Многие исследователи отмечают, что у детей с нарушениями зрения наблюдается повышенная тревожность. И. П. Подласый обращает внимание на выводы ученых о том, что повышенная тревожность рождает избыточные потребности, то есть защитные механизмы, в которых не нуждается нормально развивающийся ребенок, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Автор, выделил общие признаки тревожности у детей с нарушением зрения:
- повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;
- страх перед всем новым, необычным;
- неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- ожидание неприятностей, неудач;
- стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;
- безынициативность, пассивность;
- склонность помнить больше плохое, чем хорошее;
- боязнь общения с новыми людьми;
- неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.
Когда ребенок поступает в школу, то возникает значимое личностное новообразование - внутренняя позиция школьника, которая обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». Если важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Развитие познавательной сферы и ведущих видов деятельности при зпр.
- Психический инфантилизм
- История тифлопсихологии
- Особенности развития познавательной сферы слепых и слабовидящих детей внимание.
- Память.
- Мышление.
- Ощущения и восприятия.
- Ориентация в пространстве
- Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения
- История сурдопсихологии
- Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.
- Компенсация глухоты
- Онтогенез развития детской речи
- Познавательная сфера детей с нарушениями речи.
- 2.3. Восприятие.
- 2.4. Память.
- 2.5. Мышление.
- 2.6. Речь.
- Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевойпатологией
- Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
- Особенности развития познавательной сферы при дцп
- Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при дцп
- История изучения проблемы раннего детского аутизма
- Классификация аутизма по о.С.Никольской
- Особенности развития познавательной сферы при аутизме
- Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при аутизме
- Социальная адаптация детей и подростков с аутизмом