Ориентация в пространстве
Способность к пространственной ориентации позволяет определить местоположение человека в трехмерном пространстве на основе выбранной им системы отсчета. Точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет окружения человека.
Огромное значение в ориентировке имеют пространственные представления. Именно они позволяют выбрать нужное направление и сохранять его при движении к цели.
При некоторых особенностях пространственные представления лиц с нарушением зрения в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаимоположение.
При анализе динамики изменений и специфики пространственной ориентировки слепых детей прослеживается зависимость ее развития от степени сформированности анатомо-физиологических и психологических образований.
Уже к 5 – 6 месяцам у слепых детей формируется первая система ориентации в пространстве.
Дети к этому возрасту способны практически различать вертикальное и горизонтальное положение.
Недостаточность пространственных представлений у детей со зрительными патологиями проявляется в нарушении схемы тела: формировании представлений о ведущей руке, о частях лица и тела происходит значительно позже, чем у здоровых сверстников, выявляются затруднения при дифференциации правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) усваиваются только в ходе специального обучения. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше заменяются у них определениями: там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около).
Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные отношения. Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно изображать геометрические фигуры, рисовать, писать. Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражаются неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении задания по словесной инструкции дети обычно не могут разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, а при срисовывании часто выполняют рисунок в зеркальном изображении.
Дети, страдающие глубокими нарушениями зрения спонтанно, независимо от взрослых не могут овладеть навыками пространственного ориентирования и нуждаются в организации оптимальных образовательных воздействий для преодоления трудностей пространственной ориентировки.
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Развитие познавательной сферы и ведущих видов деятельности при зпр.
- Психический инфантилизм
- История тифлопсихологии
- Особенности развития познавательной сферы слепых и слабовидящих детей внимание.
- Память.
- Мышление.
- Ощущения и восприятия.
- Ориентация в пространстве
- Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения
- История сурдопсихологии
- Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.
- Компенсация глухоты
- Онтогенез развития детской речи
- Познавательная сфера детей с нарушениями речи.
- 2.3. Восприятие.
- 2.4. Память.
- 2.5. Мышление.
- 2.6. Речь.
- Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевойпатологией
- Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
- Особенности развития познавательной сферы при дцп
- Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при дцп
- История изучения проблемы раннего детского аутизма
- Классификация аутизма по о.С.Никольской
- Особенности развития познавательной сферы при аутизме
- Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при аутизме
- Социальная адаптация детей и подростков с аутизмом