Память.
При нарушении зрения происходит изменения темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующегося для укрепления связей, и количества подкреплений. Показано, что у этих детей наряду с более длительным временем опознавания зрительных стимулов наблюдается также снижения объема оперативной, кратковременной памяти, который изменяется в зависимости от изменения фона, цвета зрительных стимулов, и, что очень важно прослеживается прямая зависимость мнемических процессов от степени сформированности свойств зрительного восприятия.
Образование у слепых точных простых движений требует 6-8 повторений.
Исследования соотношения зрительной, слуховой и осязательной памяти у слепых, частично видящих и слабовидящих выявило слабую сохранность зрительных мнемических образов у слабослышащих. Зрительные предметные представления теряют дифференцированость, становятся схематичными и фрагментарными. Кратковременный и долговременный объем осязательный памяти у слепых и частично видящих школьников, так же как и слуховой памяти очень высок. Значимость информации для слепого и слабовидящего играет особую роль в ее сохранении. Поскольку значительное количество объектов и понятий не имеют для слепых того значения, которое они имеют для зрячих, сохранения их теряет свой смысл.
Характеризуя особенности развития узнавания, Т.Н. Головина отмечает, что зрительное узнавание слабовидящих отстает от узнавания нормально видящих по таким показателям, как правильность, специфичность, многосторонность уровня анализа, темп. Для них свойственно отсутствия умения выделить и характеризовать свойства целого объекта.
Воспроизведения представляет собой процесс отражения прошлого опыта в виде образа отсутствующего в данной момент объекта. Его результативность зависит от результативности запоминания и сохранения образа в памяти. Поэтому отмеченные недостатки: неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования – характерны также и для воспроизведения. У слепых наблюдаются явления реминисценции – когда последующее повторное воспроизведение оказывается более точным, чем первое, следовавшие непосредственно за восприятием, что связано, по-видимому, с большей инертностью протекания процессов возбуждения и преобладанием тормозных процессов.
- Познавательная деятельность детей с умственной отсталостью
- Развитие познавательной сферы и ведущих видов деятельности при зпр.
- Психический инфантилизм
- История тифлопсихологии
- Особенности развития познавательной сферы слепых и слабовидящих детей внимание.
- Память.
- Мышление.
- Ощущения и восприятия.
- Ориентация в пространстве
- Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения
- История сурдопсихологии
- Развитие познавательной сферы у ребенка, имеющего нарушения слуха.
- Компенсация глухоты
- Онтогенез развития детской речи
- Познавательная сфера детей с нарушениями речи.
- 2.3. Восприятие.
- 2.4. Память.
- 2.5. Мышление.
- 2.6. Речь.
- Особенности эмоционально-волевой сферы детей с речевойпатологией
- Дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
- Особенности развития познавательной сферы при дцп
- Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при дцп
- История изучения проблемы раннего детского аутизма
- Классификация аутизма по о.С.Никольской
- Особенности развития познавательной сферы при аутизме
- Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при аутизме
- Социальная адаптация детей и подростков с аутизмом