logo
))))))))))))))))))))))))

2.6. Речь.

У больных затруднено общение с окружающими, наблюдаются бедность словарного запаса, нарушение грамматического строя и связной речи, не сформировано звукопроизношение, неполноценное фонематическое восприятие.

Страдает вербальное и невербальное общение. У больных нарушается способность самовыражения, передачи коммуникативной информации, способность восприятия информации от других лиц. В основном у больных детей нет речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми определенного возраста. У ребенка отмечаются нарушения темпа (замедленный или убыстренный), ритма и плавности, интонирования речи.

У ребенка с дисланией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции, не отмечается нарушений речевого развития, т. е. лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.

Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за гнусавости голоса и нарушения произношения звуков.

У детей с дизартрией речь неясная, нечеткая, смазанная. Отмечаются грубые нарушения динамики (выполнения отдельных движений), статистики (удержание определенной артикуляционной позы), артикуляционной моторики (язык беспокоен, движения его затруднены и неточны). Нарушено речевое дыхание. Голос тихий, приглушенный, хриплый. Лексико-грамматическая сторона речи обычно не страдает грубо, в то же время практически у всех детей с дизартрией отмечаются бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями.

Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков и слов. Речь сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой. Заикающиеся часто используют в своей речи многообразно повторяющиеся на протяжении всего высказывания слова-вставки типа: вот, это, ну и т. п.

При алалии в одних случаях ребенок совсем не понимает речь, в других случаях прислушивается к звучанию речи, понимает отдельные слова, а в более легких случаях понимает простую обращенную речь.

Недостатки речи у ребенка приводят к вторичному недоразвитию интеллекта, выявляется задержка умственного развития, обусловленная речевым недоразвитием.

Из-за недоразвития понимания ребенок сам не говорит или говорит мало и плохо. Причиной этому является нарушение акустического внимания и восприятия.