logo search
Нормативная документация МЧС России / Методическая литература ФКУ ЦЭПП МЧС России / Метод литература МЧС России / Книга Психология экстремальных ситуаций / Ю

Группа симптомов избегания

Еще одна группа симпто­мов проявляется в том, что травматический опыт вытесня­ется. Человек старается избегать мыслей и воспоминаний о пережитом, стремится не попадать в ситуации, которые могли бы напомнить, вызвать эти воспоминания, пытает­ся делать все так, чтобы не вызвать их снова. Он упорно избегает всего, что может быть связано с травмой: мыслей или разговоров, действий, мест или людей, напоминаю­щих о травме, становится неспособен вспомнить важные эпизоды травмы, то, что с ним происходило.

Выражено снижение интереса к тому, что раньше зани­мало, человек становится равнодушным ко всему, его ничто не увлекает. Проявляется чувство отстраненности и отчуж­денности от других, ощущение одиночества.

Становится трудно устанавливать близкие и дружеские отношения с окружающими людьми. Многие перенесшие сильный стресс жалуются, что после пережитого им стало намного труднее испытывать чувства любви и радости (эмоциональная притупленность). Реже возникают или вообще исчезают периоды творческого подъема. Возника­ет депрессия, человек начинает чувствовать себя никчем­ным и отвергнутым, у него развивается неуверенность в себе, появляется реальное отчуждение от близких – «им меня не понять». В состоянии посттравматического стресса депрессия достигает самых беспросветных глубин отчая­ния, человек утрачивает смысл существования. Возника­ет сильнейшая апатия, появляется чувство вины.

Человек престает планировать свое будущее. Очень час­то появляется чувство вины: «Я виноват в том, что я что-то не сделал: не спас, не помог, не предугадал...», возникают самоуничижительные мысли и поведение, вплоть до суи­цидальных. Часто возрастает агрессивность. Возникает стремление решать все жизненные коллизии с помощью силового давления. При этом не обязательно применяет­ся грубая физическая сила, это может быть и речевая и эмоциональная агрессивность. Вспышки гнева, возни­кающие под влиянием алкогольного опьянения, мало мотивированы и чаще всего превращаются в приступы яростного гнева.

Избегание мыслей, воспоминаний о пережитом, стремле­ние не попадать в те ситуации, которые бы могли напомнить, вызвать эти воспоминания. Человек боится повторения чрезвычайно сильных, разрушительных эмоций. Нередко возникает агрессия, если кто-то пытается каким-либо спо­собом проникнуть в воспоминания пострадавшего.

В обычной жизни пострадавший может казаться впол­не благополучным человеком, но любой стимул (соот­ветствующий звук, запах, похожая ситуация, тень, мелькнувшая за плечом – может быть что угодно), воз­вращающий человека в критическую ситуацию, вызыва­ет мгновенное оживление переживаний у пострадавшего. На защиту от этих переживаний пострадавшему требует­ся все больше и больше усилий. Вся психическая энер­гия человека уходит на это.

Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособ­ность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей.

Женщина, пережившая много лет назад гибель мужа, не могла припомнить, что несколько дней назад она была на встрече выпускников школы и с радостью увидела однокласс­ников, была, несомненно, счастлива в те минуты, но спустя всего три дня забыла про это. Ей уже снова казалось, что она окружена только одиночеством и серыми буднями, в которых нет ни радости, ни счастливых минут, ни друзей, ни любимого.

Из психотерапевтической практики известны случаи, ког­да человек «не может» вспомнить, как потом выясняется, наи­более травматичные моменты ситуации, которые всплывают в сознании лишь после направленного психотерапевтическо­го вторжения.

Отстраненность, отдаленность от окружающего мира, отчуждение от других людей, ощущение одиночества («им меня не понять», «они этого не пережили»). Утрата способ­ности устанавливать близкие отношения с окружающими людьми.

Павел принимал участие в боевых действиях в Чечне. Вер­нувшись домой, он никак не мог определиться с работой – школу окончил слабо, а сразу после школы ушел служить. К моменту его возвращения дома все изменилось: не хватало денег, отец пил, мать сильно сдала. Павел говорил: «Мне ка­жется, я зря спешил вернуться домой. Я понимаю, что нико­му не нужен. Но и мне никто из близких не интересен. Мне не о чем с ним говорить. Меня не тянет к друзьям. Их интере­сы перестали быть моими. Мне все кажется ненастоящим. Меня все меньше и меньше тянет выходить из дома, пустота вокруг меня приобретает живые очертания, наполненные зву­ками, голосами. Я никому не хочу рассказывать о моей служ­бе, даже домашним. Меня все равно никому не понять!»

Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоцио­нальная притупленность), исчезают чувства творческого подъема.

От военнослужащих, прошедших горячие точки, мож­но услышать фразу: «Я стал другим, я это чувствую. Но ничего не могу с собой поделать. Я не знаю, как сказать жене, что я ее люблю. Мне иногда кажется, что я и лю­бить-то разучился. Я разучился жалеть. Мне трудно как выражать самому, так и принимать любые проявления неж­ности, даже если это связано с моими детьми».

Стрессы и напряжения, возникающие в обычной жиз­ни, могут становиться непереносимыми для тех, кто про­шел травматический инцидент. Они стараются избегать близких контактов с родными, друзьями и коллегами, что зачастую ведет к добавлению личных проблем. Трудности во взаимоотношениях со временем усиливаются наряду с нарастанием ощущения, что «никто не может понять, че­рез что я прошел».

Такое ложное представление является главным пре­пятствием для просьбы о помощи и поддержке. А между тем, часто именно окружающие могут стать главным ис­точником восстановления комфортного состояния во вре­мя кризиса.

Изменение представлений о мире, чувство укороченности будущего.

Результаты, полученные на материале изучения (Тарабрина, 2001) ветеранов войны в Афганистане и ликвидато­ров аварии на ЧАЭС, показали, что ветераны с ПТСР испытывают острое чувство неопределенности, диском­форта, разочарования, однако сохраняют надежды и спо­собность представлять и планировать свое будущее.

При исследовании ПТСР ликвидаторов аварии на ЧАЭС, были отмечены некоторые особенности: независи­мо от степени травматизации, травматическая ситуация пролонгирована в будущее, так как связана с угрозой здо­ровью или жизни, что вызывает сильную эмоциональную реакцию: чувства безнадежности, одиночества, непрохо­дящее ощущение несчастья.

Травматическое событие меняет взгляд на важные мо­менты в жизни человека. Надежды на лучшее будущее могут быть утрачены или изменены вследствие глубокого разочарования.

Под воздействием травматической ситуации человек испытывает ужас, порожденный окружающим миром и собственной беспомощностью в нем – существовавшие ранее убеждения разрушаются, приводя личность в состо­яние дезинтеграции.

Американский психолог Дж. Ялом предложил рассмат­ривать все психологические проблемы травматического стресса с точки зрения смерти, свободы, изоляции, бес­смысленности. В травматической ситуации эти темы выс­тупают не абстрактно, не как метафоры, а являются абсолютно реальными объектами переживания. Так, ста­новясь свидетелем смерти других людей, человек оказы­вается перед лицом своей возможной смерти. Об этом феномене мы подробнее будем говорить в главе 10.

В обычной жизни у нас есть психологические защи­ты, позволяющие существовать бок о бок с мыслью, что в один прекрасный момент для нас все будет кончено, которые, по мнению Дж. Ялома могут выступать в виде базовых иллюзий.

Иллюзия собственного бессмертия заключается в следующем: «Я знаю, что все люди рано или поздно дол­жны умереть, но когда дело дойдет до меня – я уж как-нибудь выкручусь. К тому времени, может быть, изобретут эликсир бессмертия». Иными словами: «Все, только не я».

Первое же столкновение с травматической ситуацией ставит человека лицом к лицу с реальностью. Впервые че­ловек вынужден признать, что может умереть. Для большинства такое откровение способно кардинально по­менять образ мира, который из уютного и защищенного превращается в мир роковых случайностей, продуваемый всеми ветрами.

Иллюзия справедливости гласит: «каждый получа­ет по заслугам». Один из ее вариантов: «Если я буду де­лать добро людям, то оно вернется ко мне». Попадание в травматическую ситуацию сразу же показывает со всей очевидностью неправильность, нереальность иллюзии о справедливости устройства мира. Герой романа Льва Тол­стого во время боя думал: «Как же меня могут убить, ведь меня так все любят?!»

Иллюзия простоты устройства мира гласит: мир очень прост, в нем есть только белое и черное, добро и зло, наши и не наши, жертвы и агрессоры. Полутона и диалек­тика восприятия здесь отсутствуют. Весь мир как бы поде­лен на две противоположные части. Чем более зрелой становится личность, тем больше она начинает соглашать­ся с фразой, которую часто можно услышать от много по­видавших людей: «В жизни все очень сложно, чем больше живу, тем меньше понимаю».

Разрушение базовых иллюзий – момент, болезненный для любого человека. И очень важно, что последует за этим. Если человек сможет выйти из мира, хотя удобных, но все же иллюзий, в мир опасный, но все же реальный, значит, он повзрослел, как личность. Если же он не смог преодо­леть этот барьер, то, как правило, или делает вывод, что мир ужасен (а он не хорош и не плох, а такой, каков есть), или же строит другие иллюзии.

Преодоление базовой иллюзии могло бы выступить в таком варианте: «Все, что мы делаем, мы делаем, преж­де всего, для себя. И даже если это может показаться бес­смысленным, мы должны делать это, просто чтобы оставаться людьми».

Человек становится старше, иным, не таким как «до...». Может появляться чувство опустошенности будущего: в чем смысл дальнейшей жизни? Жизни, в которой все уже было, а сегодня только пустота и разочарование. Представ­ления прошлого часто идеализируются. Появляются мыс­ли: «Как-то раньше все было по-другому – и люди другие, и вся моя жизнь была гораздо содержательнее, ярче, а сей­час все плохие и все не так».

Чувство вины. У человека, пережившего травматичес­кое событие, вместо чувства облегчения оттого, что он спасся, часто возникает чувство вины. У него могут воз­никнуть сомнения, мог ли он сделать больше, чтобы по­мочь близким. Он может постоянно спрашивать себя, чем он заслужил то, что выжил, почему другие люди не были столь удачливы.

На очередной встрече офицеров, воевавших в Афганиста­не, один из них рассказал про сослуживца, покончившего жизнь самоубийством. Тот оставил прощальное письмо, в ко­тором писал, что все эти годы он винил себя в гибели друга, которого не смог уберечь во время одной из проводившихся операций. Именно ему пришлось сопровождать гроб на ро­дину к матери друга, и жить впоследствии на одной улице с ней. Он предлагал свою помощь семье погибшего, но ее не приняли. Жить с этим грузом он не смог. Офицеры, обсуж­давшие это скорбное известие, говорили, что вины Андрея в смерти друга не было, просто он честно выполнял поставлен­ную командованием задачу.

Группа симптомов физиологической гиперактивации. Проявляется в трудностях засыпания (бессоннице), повы­шенной раздражительности, трудностях концентрации внимания, вспышках гнева и взрывных реакциях, немо­тивированной сверхбдительности и повышенной готовно­сти к «реакции бегства».

Сверхбдительность выражается в том, что человек при­стально смотрит вокруг, словно ему угрожает опасность. Однако опасность здесь не столько внешняя, сколько внут­ренняя, она не позволяет расслабиться, отдохнуть.

Молодой человек, принимавший участие в боевых дей­ствиях в Чечне, так описывал свой сон: «Мне снятся кошма­ры, я мечусь во сне, скриплю зубами, кричу – все еще воюю. Моя мать говорит мне, что моя поза во сне тоже воинствен­ная: я сплю лежа на животе, правая рука у меня лежит под подушкой, левая – поверх нее (во время боевых действий под подушку на ночь я убирал пистолет). Ноги мои напря­жены, часто правая нога касается пола. Я просыпаюсь не отдохнувшим за ночь».

Преувеличенное реагирование: при малейшем раздраже­нии, стуке, шуме человек громко кричит, бросается бежать и т.д. Были случаи, когда при остаточных, более слабых толчках землетрясения люди бросались из окон, разбива­лись насмерть, хотя эти толчки не были опасны.

Повышается раздражительность, нетерпимость в обычных бытовых вопросах, часто возникает неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, со­провождаемая угрозами, иногда не только на словах. Совсем незначительное событие может вызвать интенсивное чув­ство злости. Возникает ощущение, что человек не похож на самого себя. Родные, друзья и коллеги могут замечать некоторые перемены в характере человека. Более посто­янный гнев человек может переживать по поводу не­справедливости и бессмысленности происшедшего или против тех, кто, как ему кажется, был причиной того, что случилось.

Возрастает агрессивность. Возрастает стремление ре­шать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Применяется и грубая физическая сила, и речевая агрессив­ность. Возникают вспышки гнева.

Один из участников боевых действий в Афганистане рас­сказывал психологу следующее: «Я боюсь за себя и за свою семью. Вспышки агрессии, случающиеся со мной, пугают уже и меня самого... Я стал более непримиримым, категоричным в суждениях, мне трудно что-то кому-то объяснять. В семье меня все должны понимать с первого слова. Хотя, конечно, я не по­дарок. В дневное время со мной все нормально, но на ночь я прошу закрываться жену с детьми в отдельной комнате – я перестаю себя контролировать».

Повышается употребление алкоголя. Чем больше про­исходит обесценивание идей, за которые воевали участ­ники боевых действий, принижение значимости событий тех боев, обвинение в грехах, которые они не соверша­ли, возложение ответственности за действия правитель­ства, тем чаще у них возникают проблемы с алкоголем, наркотиками.