97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем в социальной психологии. В форме лидерства и руководства в группе может осуществляться социальная власть. Разведем понятия «лидер» и руководитель».
1.Руководство – это влияние социально зафиксированной формальной природы, а лидерство подразумевает спонтанно возникающие внутри группы психологическое влияние одного члена на других.
2.лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
3.лидерство можно констатировать в условиях микросреды, а руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
4.лидерство возникает стихийно, руководитель либо назначается, либо избирается целенаправленно;
5.явление лидерство менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство – явление более стабильное;
6.у руководителя есть система санкций, у лидера – нет;
7.процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств, тогда как лидер принимает более непосредственные решения;
8.сфера деятельности лидера – в основном малая группа, сфера деятельности руководителя шире, так как он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
Но и лидер, и руководитель призваны стимулировать группу на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи были решены.
Лидерство – чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.
В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Лидера порождает структура взаимоотношений в группе. Эта система межличностных связей формируется и определяется целями группы, ценностями и нормами, в ней сформировавшимися. И именно на основе этих ценностей и целей выдвигается конкретный лидер как тот, кто олицетворяет систему предпочитаемых группой ценностей и целей. Лидером принимается и считается тот, чью установки и ориентации становятся референтными
Лидером является такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи, то есть, лидер выдвигается в конкретной ситуации для решения конкретной задачи, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с ним такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление, лидер немыслим в одиночку. Мера влияния лидера на группу не является величиной постоянной.
Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с видами групповых деятельностей. Различают групповые деятельности инструментального (направлены на выполнение группой ее целевых функций, ради которых она и была создана) и экспрессивного (эти деятельности направлены на поддержание группы как единого целого, ее дальнейшее развитие и сплочение) вида. Соответственно инструментальное лидерство имеет целью обеспечение управления группой в процессе решения ее целевых задач, а роль экспрессивного лидерство – в обеспечении позитивного внутреннего климата группы, ее стабильности.
В любой реальной группе может одновременно существовать несколько разноплановых лидеров, не вступая друг с другом в серьезные противоречия.
Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником социального контроля и власти на основе правовых полномочий и норм более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.
В руководстве всегда присутствуют два аспекта – формально-правовой аспект власти и психологический аспект власти. Основным психологическим инструментом влияния руководителя на группу является его авторитет. Факторы, влияющие на авторитет: личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора и лидера-мотиватора), ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы, и наиболее существенный фактор – стиль управления.
Выделяют две основные модели руководства: директивную (в ее основе лежит единоналичие руководителя) и кооперативную (возможность активного коммуникативного взаимообмена между членами группы и их руководителем) модели.
Управление группой обеспечивает выполнение ею ряда задач, таких как: целеполагание (выработка группой ближайших и отдаленных целей своей деятельности), информирование (передача членам группы необходимого для их работы объема информации и сбор информации, поступающей от них), принятие решений (создание единого мнения группы по важнейшим вопросам и реализацию принятого решения), контроль за деятельностью группы в важнейших сферах ее активности, обратная связь (поток информации, обеспечивающий взаимопонимание членов группы по важнейшим для группы проблемам).
Теории происхождения лидерства. Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства:
«Теория черт» (харизматическая теория) исходит из положений немецкой психологии конца XIX – начала XX века и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Согласно этой теории, лидером может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных личностных черт. Многие авторы пытались выделить эти черты. Так, в 1940 году К. Бэрд составил список из 79 черт. Но быстро выяснилось, что эта затея бесполезна.
«Ситуационная теория лидерства» утверждает, что лидерство – продукт ситуации. В различных ситуация групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в этой ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. То есть, лидер – тот, кто лучше других может актуализовать присущую ему черту в конкретной ситуации. Таким образом свойства личности оказались относительными, это снимало вопрос об активности лидера. Хартли для снятия этого противоречия предложил четыре «модели», дающие особую интерпретацию тому факту, почему все-таки одни становятся лидерами, а другие – нет. Во-первых, полагал Хартли, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». В-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, который работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты».
«Системная теория лидерства» рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера как субъекта управления этим процессом. Здесь лидерство – функция группы, поэтому изучать лидерство надо сточки зрения целей и задач группы, не сбрасывая со счетов структуру личности лидера.
Большинство отечественных исследований осуществляется в рамках, близких данной модели, добавляя к ней рассмотрение феномена лидерства в контексте совместной групповой деятельности, т.е. во главу угла ставятся не просто «ситуации», но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать свою способность организовать группу для решения этих задач. Отличие лидера от других членов группы определяется не наличием у него особых черт, а наличием более высокого уровня влияния.
Кричевский разработал концепцию ценностного обмена как механизма выдвижения лидера: ценностные характеристики членов группы как быв обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком наиболее в полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. То есть, лидером выдвигается тот, кто идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он обладает большим влиянием.
Стили лидерства. Выделяют три стиля лидерства (выделил К. Левин): авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).
Каждый стиль имеет две стороны: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. тогда можно расписать каждый из трех стилей по двум характеристикам:
Стили лидерства |
Содержательная сторона |
Формальная сторона |
Авторитарный стиль |
|
|
Демократический | 1.мероприятия планируются не заранее, а в группе 2.за реализацию предложений отвечают все 3.все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
|
|
Попустительский | 1.дела в группе идут сами собой 2.лидер не дает указаний 3.разделы работы складываются из отдельных интересов или исходя от нового лидера | 1.тон – конвенциональный 2.отсутствие похвалы, порицаний 3.никакого сотрудничества 4.позиция лидера – незаметно в стороне от группы |
- 3.Определение психологии как науки.Различные представления о предмете психологии(плюс Гальперин)
- 4. Определение психики. Понятие психического отражения.
- 1. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.
- 11. Основные методологические принципы научной психологии.
- 5. Методы исследования в психологии.
- 2. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
- 1. Стадия элементарной сенсорной психики
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
- 15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций.
- 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
- 33. Потребности, их характеристика и классификация.
- 21. Мотивы, их функции и виды.
- 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность ,субъект
- 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
- 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
- 12. Самосознание, его структура и развитие.
- 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
- 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
- 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
- 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
- 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
- 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
- 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
- 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
- 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
- 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
- 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
- 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
- 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
- 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
- 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
- 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
- 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
- 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
- 34. Общая характеристика волевых процессов.
- 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
- 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
- 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
- 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
- 58. Проблема периодизации психического развития.
- 77. История формирования социально-психологических идей.
- 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
- 99. Психология межгрупповых отношений
- 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
- 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
- 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
- 98. Социально-психологические аспекты управления.
- 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
- 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
- 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
- 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
- 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
- 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
- 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
- Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
- Психологические особенности лекции
- Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
- 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
- 86. Способы психологической работы с конфликтом.
- 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
- 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
- 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
- 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
- 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
- 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
- 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
- 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
- 78. Методы социальной психологии.
- 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
- 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
- 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
- 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
- 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
- 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
- 72. Основные направления современной психотерапии.