logo
ГОСЫ_с инета / ГОСЫ

64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.

Юность — период в развитии, соответствующий пе­реходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточ­ное положение между ребенком и взрослым. Положение ребенка характеризуется его зависимостью от взрослых, которые определяют главное содержание и направление его жизнедеятельности. С усложнением жизнедеятельно­сти у юноши происходит не только количественное рас­ширение диапазона социальных ролей и интересов, но и качественное их изменение, появляется все больше взрослых ролей с вытекающей отсюда мерой самостоя­тельности и ответственности. Но наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняет черты зависимости, сбли­жающие его положение с положением ребенка.

Хронологические границы юношества определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследовате­ли выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет).

Задачи, определяющие общую характеристику возраста, заключаются в следующем. К концу юноше­ского периода завершаются процессы физического со­зревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением за­дач профессионального самоопределения и вступлени­ем во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потреб­ность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окон­чательно преодолевается свойственная предшествую­щим этапам онтогенеза зависимость от взрослых, и утверждается самостоятельность личности. В отноше­ниях со сверстниками наряду с сохранением большой роли коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность – напряженный период формирования нравст­венного сознания, выработки ценностных ориентации и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских ка­честв личности.

Социальная ситуация развития в юности определяет тот факт, что этот возраст характеризуется как «устойчи­во концептуальная социализация, когда вырабатывают­ся устойчивые свойства личности», стабилизируются все психические процессы, личность приобретает устойчивый характер. Таким образом, Юность - это период перехода к са­мостоятельности, период самоопределения, приобрете­ния психической, идейной и гражданской зрелости.

Ведущая деятельность в ранней юности - професси­ональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет, прежде всего, потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои1 возможности наряду с пониманием своего места и на­значения в жизни.

Психологическая база профессионального самоопределения составляет новую структуру личности в юности:

1.формирование мировоззрения; 2.обобщенная форма самосознания, работа которого проявляется в стремлении юноши подойти к себе с позиции господствующих в обществе ценностей; 3.открытие собственного «Я», переживаемого как активное деятельное начало; 4.потребность в труде и способность трудиться; 5.развитая рефлексия для осознания и критическое отношение к себе; 6.развитие теоретического мышления и изменение ориентироваться в различных формах теоретического сознания: научном, художественном, этическом правовом; 7.потребность в общении и владении способами его построения; 8.формирование нравственного самосознания, выработка ценностных ориентаций и идеалов, гражданских качеств личности.

Проблема профессионального самоопределения сложна и многообразна. Так, Пряжников, считает,что центром самоопределения является ценностно-нравственный аспект, развитие самосознания и потребность в профессиональной компетентности. По его мнению, психологическими факторами, составляющими основу профессионального самоопределения, являются: осознание ценности общественно-полезного труда, общая ориентировка в социально-экономической ситуации, осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации, общая ориентировка в мире профессионального труда, выделение дальней профессиональной цели и ее согласование с другими важными жизненными целями, знание о выбираемых целях, знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели.

Положение С. Л. Рубинштейна о двух способах жиз­ни выводит проблему профессионального самоопреде­ления в юности в иную плоскость— в плоскость выбора жизненною пути. В зависимости от степени развития рефлексии, самосознания, гражданских качеств лично­сти выбор профессии и дальнейший путь в профессио­нальной деятельности может осуществляться в соответ­ствии с двумя моделями: адаптивной моделью и моде­лью развития. Согласно первой модели, в самосознании человека доминирует пассивная тенден­ция к подчинению и в профессиональном самоопреде­лении, и в профессиональной деятельности. В другой модели развития человек в своем профессиональном са­моопределении и в дальней шей профессиональной дея­тельности стремится выйти за пределы непрерывного потока повседневной жизни, увидеть ее и труд в целом, стать творцом собственной жизни, конструирующим свое настоящее и будущее.

Выготский отводил ключевую роль самосознанию в этом возрасте. Главным для этого возраста он считал овладение собственным внутренним миром, что обеспечивает единство поведения, внешним коррелятом этого события является возникновение жизненного плана, который Выготский рассматривает не только как показатель овладения личностью своим внутренними миром, но и как систему приспособления к действительности и связанную с этим целевую регуляцию поведения, но о жизненных планах можно говорить только тогда, когда наряду с будущими целями заботой молодого человека становятся и способы их достижения, производится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов.

По С. Л. Рубинштейну, проблема само­сознания есть прежде всего проблема определения свое­го способа жизни. Обобщая, он выделил два способа су­ществования человека. Первый способ — это жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в ко­торых живет человек.. Здесь весь человек находится внут­ри самой жизни: всякое его отношение — это отношение к явлениям жизни, а не к жизни в целом. Второй способ существования выводит человека за его пределы, он свя­зан с появлением ценностно-смыслового определения жизни.

Как указывает И. С. Кон, центральный психологиче­ский процесс юношескою возраста — развитие самосо­знания, которое побуждает личность соизмерять все свои стремления и поступки с определенными принци­пами и образом собственного «я». Чем старше и взрослее юноша, тем больше его воспитание превращается в са­мовоспитание [31.

Подводя итог сказанному о развитии личности в юности, приведем обобщающие слова Д. И. Фельдштейна о том, что в юности приобретается та степень психи­ческой, идейной и гражданской зрелости, которая дела­ет его самостоятельной личностью для трудовой жизни и деятельности, формируется умение составлять собст­венные жизненные планы, находить средства их реали­зации. Личность юноши и девушки складывается под влиянием положения, которое они начинают занимать в обществе, в коллективе, в системе общественных отно­шений. Для юношей и девушек становятся характерны­ми тенденции к причинному объяснению социальных явлений, гражданская позиция личности.

Межличностные отношения: В юношеском возрасте отмечаются две противопо­ложные тенденции в общении: расширение его сферы — с одной стороны, и растущую индивидуализацию, обо­собление - с другой.

Первая тенденция проявляется в увеличении време­ни, которое расходуется па общение (3—4 часа в сутки в будни, 7—9 часов в выходные и праздничные дни), в существенном расширении его социального пространства, в расширении географии обще­ния и, наконец, в особом феномене, получившем название «ожидание общении» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам, что объясняется постоян­ным физическим и умственным развитием юноши, и в связи с этим расширен нем его интересов к людям и к ми­ру. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности: она во многом и находит свое удовлетво­рение в общении. В юности особенно возрастает необхо­димость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности в интимной реакции. Это определяет рост потребности в общении с людьми, по­требности быть принятым ими и чувствовать уверен­ность и их признании.

Вторая тенденция, которая проявляет себя в обще­нии в юности, — это тенденция к индивидуализации и обособлению. О ней свидетельствует строгое разграни­чение природы взаимоотношений с окружающими, вы­сокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. Стремление к обособлению — это стремление оградить свой образующийся уникальный мир от втор­жения сторонних и близких людей, для того чтобы укре­пить свое чувство личности, чтобы сохранить свою ин­дивидуальность, реализовать свои притязания на при­знание. Обособление как средство удержания дистанции при взаимодействии с другими позволяет мо­лодому человеку «сохранять свое лицо» на эмоциональ­ном и рациональном уровне общения.

Потребность в обособлении имеет свое значение. Общаясь с людьми, юноши и девушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего «Я». Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, очевидно, возможно при наличии потреб­ности в уединении [5]. Но юношеская общительность часто бывает эгоцент­ричной, а потребность в самовыявлении, раскрытии своих переживаний выше интереса к чувствам и пере­живаниям другого. Отсюда — взаимная напряженность в отношениях, неудовлетворенность ими. У юношей противоречивый характер. Среди личностных черт находят место такие полярности, как «индивидуализм» юности и ее ярко вы­раженная социальная направленность, скепсис, тенден­ция все подвергать сомнению и страстное стремление уверовать в кого-либо или что-либо {яркую личность иди яркую идею), максимализм, которым окрашены требования, взгляды, устремления молодых людей, и не­разборчивость или несостоятельность в выборе путей и средств реализации своей «платформы», поиск общения в этом самом «коллективном» возрасте и потребность в одиночестве.

Среди отдельных видов отношений в юности особое место занимает интимная дружба. Юношеская дружба гораздо устойчивее и, главное, глуб­же подростковой. Юношеская дружба на первый план выдвигает интимность, эмоциональное тепло, искренность. Развитие самосознания и свойст­венные ему противоречия вызывают непреодолимую потребность «излить душу», поделиться своими пережи­ваниями.

У девочек, в связи с их более ранним созреванием, потребность в интимной дружбе созревает раньше, чему мальчиков. Если сопоставить идеал дружбы мальчиков и девочек примерно одного возраста, то требования, предъявляемые к дружбе, у девочек выше, чем у мальчи­ков. В более старших возрастах эта разница, по-видимо­му, выравнивается. Интимность дружбы зависит от лич­ностных качеств (не все способны па глубокие чувства, доверительность, интерес к другому) и от уровня рефлективности личности (а это, в свою очередь, связано с уровнем образования).

Юность бескомпромиссна, для юноши типично стремление быть самим собой, жажда самораскрытия. Но пока человек не нашел себя в практической деятель­ности, его представление о себе неизбежно будет до не­которой степени диффузным и неустойчивым. Отсюда — желание проверить себя путем проигрывания «чужих» ролей, рисовка, умышленное и неумышленное самоот­рицание. Юноша хочет быть до конца искренним, жаж­дет понимания.

Особое внимание следует уделить общению юношей и девушек со взрослыми. Эти отношения не столь на­пряжены, как в подростковом возрасте, но остаются сложными, и причина сложности — в автономии юно­ши, обусловленной социальной ситуацией его развития. Но в том, что касается более глубоких проблем — поли­тических взглядов, мировоззрения, выбора профес­сии, — авторитет родителей оказывается куда более зна­чительным, перевешивая, как правило, влияние прияте­лей - сверстников. Темы общения со взрослыми - различные аспекты жизненно­го самоопределении, при условии, ес­ли общение со взрослыми будет иметь доверительную форму. Доверие взрослых к развитию личности школьни­ка, вера в его потенциальное «Я» — лучшее условие дове­рительности в общении с ним.