1. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.
В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук, оказываясь в той или иной мере и тем или иным способом связанной с большинством фундаментальных и прикладных дисциплин, изучающих природу и человека. И в настоящий момент существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым. Особенностью Т является и то, что она в различных своих вариантах выступает и как гуманитарная, и как естественнонаучная дисциплина, что предполагает различные ее объяснительные принципы и методы.
Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Мы уже говорили о значении для психологии работ И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Отметим также выдающуюся роль работ А. А. Ухтомского (1875—1942), разрабатывавшего идею доминанты (временно господствующей рефлекторной системы, придающей направленность поведению) и выдвинувшего представление о формировании «функционального органа» (некоего единого физиологического аппарата, объединяющего отдельные функции для реализации определенной активности). Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Николая Александровича Бернштейна (1896— 1965), разрабатывавшего принципы физиологии активности — направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, «модели потребного будущего» (что противостояло идеям реактивности). Во многих отношениях с идеями Н. А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузьмича Анохина (1898—1974), в центре которых — представление об «опережающем отражении действительности» и о том, что в основе поведения лежат специфические системные явления — функциональные системы. Идеи Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, имея и самостоятельное психологическое значение, повлияли, в частности, на взгляды А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.
Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом — мозгом. Среди биологических дисциплин прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатологию и психиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (М. В. Бехтерев, В. Н. Мясищев, значительное число психоаналитиков; А. Р. Лурия, уже будучи известным психологом, обучался медицине как студент). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных.
Особо выделим основанную А. Р. Лурия нейропсихологию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга (по изначальной мысли Л. С. Выготского, сотрудником которого был А. Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответствующими перестройками в организации мозговых механизмов).
Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития.
Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.
Казалось бы, сложнее усмотреть связь психологии с физикой; это так в целом — связь менее непосредственная — но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и :направлениях то мировоззрение, которое определялось основными открытиями — или господствующими принципами — в области физической картины мира: Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» — представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле». Это — связи вполне явные; есть и более oпосредованные, например, через физические принципы объяснения физиологических явлений.
Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец, существует психофармакология — научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.
Мы очень кратко очертили связь психологии с естественными науками. Означает ли это, что и психологию следует считать наукой естественной?
Во многих отношениях такое представление обосновано, и ряд психологических направлений (вспомните бихевиоризм) ориентирован именно на такое понимание.
Однако не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. Преимущественно это соотносится с теми отраслями психологического знания, которые связаны с человеческой личностью.
С историей психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.) — они выступают предметом исторической психологии.
С социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии — социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.
Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.
Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленную их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) — как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.
Названные междисциплинарные области психологии тесно связаны между собой, и многие проблемы являются для них общими (например, особенности взаимоотношений внутри политических групп, образованных на национальной основе).
Проблемами связи личности и социума, культурных, национальных психологических особенностей человека, его взаимодействий с ближайшим окружением и с более широкими социальными структурами, отношений между группами занимались многие выдающиеся психологи — либо непосредственно, либо включая их в иную проблематику. Не случайно при обсуждении связи психологии с гуманитарными дисциплинами мы не называли имен — так или иначе с названными вопросами связывали свои размышления практически все крупнейшие отечественные и зарубежные авторы, выходящие в исследованиях за рамки ориентации на индивидуальные процессы как таковые (последнее — в условной и не вполне корректной изоляции человека от окружения и культуры).
Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры — и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.
Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).
Кроме названных, на стыке психологии и других гуманитарных дисциплин существуют психология религии, юридическая психология и др.
Обратите внимание: если в отношении фундаментальных естественных наук психология в основном заимствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психология не только «берет», но и предлагает этим наукам свои способы понимания явлений; более того, существуют «психологические школы» в рамках истории, социологии, языковедения.
До сих пор мы не коснулись связи психологии и философии, хотя связь эта чрезвычайно важна. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия — некая метанаука, «сверхнаука».
Психология, как вы помните, долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие из тех, что мы рассматривали при обсуждении становления предмета психологии. Правда, психологи не всегда формулируют свои позиции по этим проблемам, однако — независимо от желания того или иного исследователя — их взгляды, хотя бы скрыто, несут более общие, чем это изложено в работах, представления о мире и человеке. Во многих случаях, впрочем, психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марксизма; влияние марксизма признавали А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм; У. Джеймс выступал открытым противником материализма; гуманистическая психология основывается на принципах экзистенциализма и т. д. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных общих теоретических положений; определяющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это) либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились в основанном им философском направлении («прагматизм»; или «психологический прагматизм»); работы С. Л. Рубинштейна («Бытие и сознание», «Человек и мир» и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими. Примеры можно продолжать.
ВЫВОДЫ: 1. Психология связана и исторически и актуально со всеми основными областями знаний. Ж. Пиаже и Б.М. Кедров ставили психологию в центр системы наук. 2.Психология не является единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, в ней представлены направления как естественной, так и гуманитарной ориентации. Психология стоит на стыке наук.
Задачи психологии по Лурия: 1. В целом в задачи психологии входит изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.
- 3.Определение психологии как науки.Различные представления о предмете психологии(плюс Гальперин)
- 4. Определение психики. Понятие психического отражения.
- 1. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.
- 11. Основные методологические принципы научной психологии.
- 5. Методы исследования в психологии.
- 2. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
- 1. Стадия элементарной сенсорной психики
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
- 15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций.
- 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
- 33. Потребности, их характеристика и классификация.
- 21. Мотивы, их функции и виды.
- 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность ,субъект
- 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
- 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
- 12. Самосознание, его структура и развитие.
- 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
- 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
- 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
- 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
- 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
- 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
- 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
- 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
- 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
- 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
- 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
- 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
- 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
- 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
- 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
- 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
- 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
- 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
- 34. Общая характеристика волевых процессов.
- 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
- 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
- 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
- 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
- 58. Проблема периодизации психического развития.
- 77. История формирования социально-психологических идей.
- 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
- 99. Психология межгрупповых отношений
- 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
- 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
- 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
- 98. Социально-психологические аспекты управления.
- 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
- 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
- 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
- 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
- 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
- 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
- 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
- Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
- Психологические особенности лекции
- Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
- 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
- 86. Способы психологической работы с конфликтом.
- 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
- 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
- 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
- 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
- 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
- 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
- 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
- 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
- 78. Методы социальной психологии.
- 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
- 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
- 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
- 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
- 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
- 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
- 72. Основные направления современной психотерапии.