logo
ГОСЫ_с инета / ГОСЫ

2. Стадия перцептивной психики

Следующая за стадией элементарной сенсорной психи­ки, вторая стадия развития, может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способно­стью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызы­ваемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изме­нением строения деятельности животных, которое подго­товляется еще на предшествующей стадии.

Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объек­тивно относящееся не к самому предмету, на который на­правлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выде­ляется. Это содержание уже не связывается с тем, что по­буждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают.

тот, мы будем называть операцией.

Выделение в деятельности операций (особый состав или сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан по­буждающий ее предмет) указыва­ет на то, что воздействующие на животного свойства, преж­де как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам: с одной стороны, выступают взаимосвязанные свойства, характеризующие тот предмет, на который на­правлена деятельность, а с другой стороны, выступают свойства предметов, определяющих самый способ деятель­ности, т.е. операцию. Если на стадии элементарной сенсор­ной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминиру­ющего раздражителя, то теперь впервые возникают про­цессы интеграции воздействующих свойств в единый цело­стный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физи-ологических изменений. Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомиче­ских взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Ес­ли на предшествующей стадии развития дифференциация органов чувств приводила к выделению среди них домини­рующих органов, то у позвоночных животных ведущие ор­ганы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается возможным благо­даря одновременно происходящей перестройке централь­ной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). Первона­чально (у рыб, амфибий, рептилий) передний мозг являет­ся чисто обонятельной формацией, составляя как бы про­должение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих) удель­ный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств.

Одновременно развиваются и органы внешних движе­ний — эти «естественные орудия» животных, позволяющие осуществлять сложные операции, требуемые жизнью в ус­ловиях наземной среды (бег, лазание, преследование добы­чи, преодоление препятствий и т.п.). Двигательные функ­ции животных также все более кортикализуются (перехо­дят в кору головного мозга), так что полное развитие опе­раций у животных происходит уже в связи с развитием коры.

При переходе к стадии перцептивной психики качест­венно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные пред­ставления. Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно свидетельствует о том, что животные имеют представления.