72. Основные направления современной психотерапии.
Классический психоанализ направлен на то, чтобы дать Эго достичь победы над Ид, усилить Эго, сделать его независимым от Супер-эго. Цель психоанализа — сделать бессознательное сознательным и через это помочь человеку решить свои психологические проблемы и изменить поведение.
С точки зрения классического психоанализа, определяющим в понимании природы человека и его болезней является то, что все психические феномены — это результат взаимодействия и борьбы интрапсихических сил. По мнению 3. Фрейда, человек заболевает в результате инт-рапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им.
Причиной невроза является невротический конфликт между Ид и Эго. Невротический конфликт - это бессознательный конфликт между побуждением Ид, стремящимся к разрядке, и защитой Эго, препятствующей разрядке или не допускающей ее к сознанию. Конфликт ведет к усилению инстинктивных побуждений, в результате чего Эго может оказаться подавленным. В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и проявляются как симптомы невроза.
В формировании неврозов немаловажную роль играют и внешние психотравмирующие факторы. Однако итогом их воздействия является тот же внутренний невротический конфликт между Ид и Эго. Супер-эго в невротическом конфликте может выступать либо на стороне Эго, либо на стороне Ид. При этом именно Супер-эго заставляет Эго чувствовать себя виновным.
Патогенное воздействие невротического конфликта заключается в том, что Эго вынуждено тратить энергию на то, чтобы не допустить неприемлемые инстинктивные побуждения к сознанию и моторике. Это приводит в конечном итоге к истощению Эго. В результате инстинктивные побуждения «прорываются» в сознание и поведение в форме невротических симптомов.
Эго в борьбе с запретными и опасными побуждениями Ид постоянно прибегает к различным защитным механизмам, которые могут быть эффективны только в том случае, если обеспечена периодическая разрядка инстинктивных напряжений.
Гуманистическое направление Основное значение в клиентцентрированной терапии имеют взаимоотношения психотерапевта с клиентом, а ее техники имеют второстепенное значение. Психотерапевт стремится адекватно отражать поведение клиента, пытается понять самовосприятие клиента. Клиент и его сущность являются центром взаимодействия в процессе психотерапии.
Шесть характеристик клиентцентрированной терапии:
1. Два человека (психотерапевт и клиент) должны находиться в психологическом контакте. 2. Клиент, как правило, находится в состоянии несоответствия самому себе, он может быть уязвим и тревожен. 3. Психотерапевт должен ощущать себя гармоничным, интегрированным человеком (прежде всего в момент психотерапии). 4. Психотерапевт должен проявлять позитивное безусловное внимание к клиенту. 5. Психотерапевт должен быть способен к эмпатии и к ее реализации, то есть может эмоционально почувствовать внутренний мир клиента. Эмпатия схожа с лучом солнечного света в темном густом лесу. Эмпатичные высказывания помогают инсайту, то есть внезапному озарению клиента. 6. Клиент должен ощущать, что психотерапевт проявляет эмпатию и безусловное позитивное внимание по отношению к нему.
Особенности клиентцентрированной терапии: 1. Психотерапевт создает только необходимые условия для личного роста клиента. Далее запускается организ-мический оценочный процесс клиента. Роль психотерапевта — использовать это стремление и направить клиента по нужному пути. 2. Психотерапия больше акцентируется на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных. 3. Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу «здесь и теперь»), а не на прошлый опыт индивида. 4. Терапия ориентирована на инициативу самого клиента с минимумом участия со стороны терапевта. 5. Терапевт должен быть тем, кем он есть на самом деле, то есть быть естественным.
Рождерс создал новый тип психотерапевтических групп, которые называются энкаунтер-группы, или группы встреч. Психотерапевтический процесс в группах встреч имеет ряд особенностей.
Гештальттерапия Создателем гештальттерапии считается Фриц (Фредерик) Пёрлз (1893— 1970). Он родился в Берлине в еврейской семье. Участвовал в первой мировой войне, работал вместе с Куртом Гольд штейном в Институте военных мозговых травм. Изучал в Вене психоанализ. В 1933 году эмигрировал в Голландию, затем — в Южную Африку, где основал Южноафриканский союз психоаналитиков; в 1946 году уехал в США.
Теоретические установки гештальттерапии
Фигура и фон. Поведение человека движимо различными потребностями, которые возникают при нарушении психического или физического равновесия организма.
— Душа и тело составляют неразделимое целое. — В данный (конкретный) момент своей жизни человек воспринимает события, происходящие с ним, как наиболее важные в его жизни, образующие в его сознании гештальт (фигуру), а менее важные события отходят на второй план (фон). - Построение и завершение гештальтов — естественный ритм жизнедеятельности организма. — Человек как саморегулирующееся существо может достигать оптимального равновесия внутри себя, между собой и средой. — Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту), а его незаконченность побуждает организм к формированию фона. - В качестве фигуры (гештальта) могут быть желания, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают. - Незавершенный гештальт, оказывающий воздействие на психическое состояние человека, — это результат неудовлетворенной потребности. - Блокировка незавершенных гештальтов — это основа невроза. — Задача психотерапевта — помочь клиенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (то есть сформировать гештальт) и в конечном итоге — нейтрализовать эту потребность (то есть завершить гештальт).
Техники гешталыптерапии 1. Расширение осознания. Цель— прочувствовать границу между внутренней и внешней зонами. Закрыть глаза и сконцентрироваться сначала на внутреннем пространстве своего тела, затем — на внешней зоне и снова на внутреннем пространстве. Психотерапевт может задавать ориентирующие вопросы, например: «Знаешь ли ты, в какой позе находишься?». Усиление внимания к чувствам. Цель —отреагировать «неприятные» чувства, чтобы не тратить энергию на их сокрытие. В этом случае может использоваться методика «разыгрывания ролей»: человеку предлагается выразить свои чувства по отношению к кому-либо или чему-либо, исполняя роль какого-либо человека (так легче). Работа с мечтами. Цель — осознание уникальной информации, которая при обычном рассказе подавляется. Человек сам исследует свои фантазии, проделывая следующее: переносит мечту на реальную почву; идентифицирует мечту со своей личностью. Фрагмент мечты — это отчужденный фрагмент собственной личности. Чтобы его вновь «присвоить», необходимо идентифицировать объект мечты со своей личностью. Принятие ответственности на себя. Цель — помочь человеку осознать ответственность за свои поступки. Психотерапевт не поддерживает сетования клиента на других, а фрустрирует его, подводя к осознанию своей ответственности за происходящее.
Бихевиоризм. Начало поведенческой психотерапии связывают с вышедшей в 1958году книгой австралийского психотерапевта Джозефа (Йозефа) Вольпе (Wolpe) «Психотерапия реципрокным торможением». Позднее, в 1973 году, им была написана также книга «Практика поведенческой терапии».
Основные методы поведенческой психотерапии Метод реципрокного (двойственного) торможения - применялся при лечении неврозов, в основе которых лежала необоснованная тревога и страх. Цель метода -научить больного подавлять страх. Целесообразно заметить, что методы, близкие к поведенческой терапии, использовал отечественный ученый В.М. Бехтерев еще в 1919 году. Двойственность торможения достигается: - формированием новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом; - одновременным торможением страха. Суть метода: - к двум пальцам клиента прикрепляют два электрода и подводят индукционный ток, максимум в 6 вольт; затем медленно увеличивают силу тока; — человеку предлагается произнести слово: «Спокойно!» — и выдержать испытание. Когда сила тока станет нестерпимой, ток выключают; - повторяют процедуру ежедневно в течение 1—2 недель. Цель — усилить тормозное воздействие слова «спокойно». Укрепляется условно-рефлекторная связь между словом и успокоением, что приводит к повышению эффективности самовоздействия при возникновении чувства страха и в других ситуациях.
Вольпе разработал также один из распространенных методов поведенческой терапии — метод систематической десенсибилизации. Цель метода — образование условной связи между объектом страха и тормозящим страх расслаблением. Суть метода: - клиента обучают методу прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону, с помощью которого он может быстро расслабиться. Метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону построен по принципу контрастных ощущений: сначала различные мышцы напрягаются, а затем расслабляются; - на основе опроса клиента составляется перечень условий и обстоятельств, способствующих возникновению состояния страха. Они ранжируются в порядке нарастания силы их психотравмирующего воздействия. В результате формируется иерархическая шкала, включающая 20 ситуаций; - затем клиенту предлагается вызвать у себя представление волнующих его сцен, начиная с наименее значимой (15—40 секунд). Если представление вызывает у человека сильную эмоциональную реакцию, то оно прекращается, а волнение купируется (блокируется) мышечной релаксацией и представлением образа, способствующего успокоению (например, образа любимого человека) и дыхательными упражнениями (глубокий вдох, выдох в 2 раза медленнее). Ситуация прорабатывается до тех пор, пока она не будет вызывать волнение; — затем прорабатывается следующая ситуация и так далее (продолжительность одного сеанса — 20—30 минут). Это первый вариант методики.
Метод «иммерсии» (лат. immersio — погружение). Один из вариантов — это демонстрация объектов, вызывающих у человека страх (фобии) без расслабления, но в присутствии психотерапевта. В данном случае срабатывает фактор внезапности.
Второй вариант метода «иммерсии» — метод «наводнения»: клиент вместе с психотерапевтом оказывается в реальной ситуации, вызывающей у него страх. Они находятся в этой ситуации до тех пор, пока страх у клиента не уменьшится (по времени — примерно час-полтора). Клиент не должен мысленно избегать данной ситуации (например, через переключение внимания). Так, при агорафобии (страхе открытых пространств) вначале осуществляется 45-минутная беседа, разъясняющая сущность заболевания клиента, затем происходит пересечение реального открытого пространства. Число сеансов — около десяти. Третий вариант — имплозия: клиента погружают в ситуацию, вызывающую страх, и страх увеличивают максимально (например, при страхе змей, клиенту предлагается представить, что он видит змею, берет ее в руку; представить, что она кусает его палец, лицо, проникает в рот, спускается в желудок и т.д.).
В 1928 году К. Данлоп (К. Dunlop) выдвинул положение о том, что от дурной привычки можно избавиться, если сознательно многократно повторять ее. Этот метод получил название метода негативного воздействия.
Метод оперантного обусловливания состоит в изменении поведения клиента в желательном направлении с помощью жетонной (балльной) системы. За правильное поведение дается жетон (балл), который затем обменивается на какие-то реальные поощрения, в том числе деньги. Так, Д. Бардилл (D. Bardill), осуществлявший коррекцию импульсивного поведения подростков, выставлял баллы за проявление сдержанности, которые затем обменивались на деньги.
Группы тренинга умений. Их цель— побудить клиента овладеть навыками, необходимыми ему для улучшения социального взаимодействия, повышения уверенности в себе, улучшения отношений в семье, в коллективе, повышения контроля эмоций в общении. Группа позволяет усилить воздействие на клиента. При этом используется система «поощрений» и «наказаний» (жетоны, баллы, конфеты, деньги и т.д.). Таким образом, поведенческая психология и поведенческая психотерапия позволяют практическому психологу активно использовать методы, основанные на моделях научения и условно-рефлекторного обусловливания.
- 3.Определение психологии как науки.Различные представления о предмете психологии(плюс Гальперин)
- 4. Определение психики. Понятие психического отражения.
- 1. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.
- 11. Основные методологические принципы научной психологии.
- 5. Методы исследования в психологии.
- 2. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
- 1. Стадия элементарной сенсорной психики
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
- 15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций.
- 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
- 33. Потребности, их характеристика и классификация.
- 21. Мотивы, их функции и виды.
- 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность ,субъект
- 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
- 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
- 12. Самосознание, его структура и развитие.
- 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
- 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
- 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
- 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
- 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
- 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
- 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
- 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
- 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
- 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
- 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
- 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
- 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
- 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
- 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
- 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
- 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
- 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
- 34. Общая характеристика волевых процессов.
- 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
- 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
- 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
- 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
- 58. Проблема периодизации психического развития.
- 77. История формирования социально-психологических идей.
- 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
- 99. Психология межгрупповых отношений
- 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
- 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
- 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
- 98. Социально-психологические аспекты управления.
- 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
- 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
- 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
- 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
- 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
- 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
- 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
- Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
- Психологические особенности лекции
- Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
- 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
- 86. Способы психологической работы с конфликтом.
- 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
- 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
- 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
- 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
- 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
- 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
- 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
- 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
- 78. Методы социальной психологии.
- 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
- 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
- 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
- 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
- 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
- 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
- 72. Основные направления современной психотерапии.