logo
ГОСЫ_с инета / ГОСЫ

4. Определение психики. Понятие психического отражения.

Определение психики по Гальперину П.Я.

Имея в виду общие характеристики психики — как человека, так и животных, — мы остановимся на двух поло­жениях диалектического материализма о психике, с кото­рыми не может не согласиться всякий непредвзятый есте­ствоиспытатель: психика — особое свойство высокоорга­низованной материи, психика — продукт деятельности, фун­кция мозга, отражение объективного мира.

1. Психика — особое свойство высокоорганизованной материи. Это краткая, сжатая формула и, чтобы лучше учесть ее действительное значение, нужно несколько раз­вернуть ее содержание.

Прежде всего, этим утверждается: психика есть свой­ство, а не «субстанция» или отдельная «вещь» (предмет, процесс, явление, сила), какой ее считали вес домарксистс­кие и внемарксистские учения о психике.

2. Психика — свойство высокоорганизованной мате­рии; не всякой, а только высокоорганизованной — следо­вательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира. На языке современного естествозна­ния это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложно расчлененной среде16. К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое по­ведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения — психической деятельности.

В качестве свойства, которое появляется лишь у высо­коорганизованных существ, психика есть свойство не все­общее и не первичное, а вторичное и производное. Она пред­полагает наличие механизмов, которые ее производят, и несомненную полезность ее для организма, которая оправ­дывает это производство.

3. Психика — особое свойство. На фоне субъективно-идеалистических представлений о психике ее «особость» понималась как исключительность по отношению ко всему материальному миру. В аспекте диалектического материа­лизма эта «особость» имеет совершенно иное значение. Она обозначает, во-первых, несводимость психики к физиоло­гическим процессам, которые ее производят и составляют ее физиологическое основание, и, во-вторых, выделение и разделение в процессе эволюции органического мира двух больших уровней развития организмов: без психики и оснащенных психической деятельностью.

Понятие психического отражения

Какое конкретное содержание имеется в виду, когда говорят об идеальном? Это прежде всего образ, образ како­го-нибудь предмета, процесса или явления11. Но именно образ объекта, а не самый объект, и в этом смысле другой, идеальный объект. Этот другой объект «идеален» в двух отношениях. Во-первых, его черты — сколько бы их ни было и в каком бы сложном сочетании они ни находились, — пред­ставлены в образе изолированно, отдельно от других свойств оригинала или его материального отражения, без которых в действительности не может существовать никакая «вещь». Во-вторых, эта изоляция черт образа от прочих черт дей­ствительно существующих вещей, его оригинала или его изображения выступает как очищенность образа от всего несущественного. Образ открывается как предмет, пред­ставленный только в своих существенных чертах; между прочим, отсюда связь понятий «идеальное» и «совершен­ное». Психологическое преимущество такого отражения предмета в виде его образа, в котором представлено лишь то, что важно для физического или мысленного действия, очевидно. Но есть и оборотная сторона этого преимущества: образ открывается как вещь, свободная от ограничений материальных вещей, как идеальное бытие. Это иллюзия мышления, начинающего рассуждать об образах, распола­гая лишь теми представлениями, которые оно приобрело в опыте с физическими вещами.

В отличие от материального, которое существует неза­висимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике. Идеальное есть не вид бытия, а та совокупность черт объекта, которая открывается, явля­ется субъекту — способ явления объекта субъекту. Это от­вечает известному определению идеального, данному К. Марксом: «... идеальное есть не что иное, как матери­альное, пересаженное в человеческую голову и преобразо­ванное в ней» 12. В качестве такого явления субъекту иде­альное есть лишь содержание психического отражения объективного мира.

Формы психического отражения по Гальперину П.Я.

Для мозга, который реализует психическое отражение объективного мира, отражаемый мир делится на две нерав­ные и по-разному важные части: внутреннюю среду орга­низма и внешнюю среду его жизни. Эти существенно разные части объективного мира получают и существенно разное психическое отражение.

Внутренняя среда индивида отражается в его потреб­ностях, ощущениях удовольствия — неудовольствия, в так называемом «общем чувстве». Внешняя среда отражается в чувственных образах и понятиях.

Общим для этих видов психического отражения внут­реннего состояния индивида является то, что они, во-пер­вых, отражают не те раздражители, которые их вызывают, а их оценку по непосредственному переживанию вызванно­го ими состояния и, во-вторых, они теснейшим образом свя­заны с побуждениями к действиям (в направлении к опреде­ленным предметам внешней среды или от них) или к актив­ному воздержанию от всяких действий.

Существенно иначе происходит психическое отражение внешней среды. Во-первых, из всего состава этой среды в ее психическом отражении представлены лишь те объекты, их свойства и отношения, с которыми индивиду приходится считаться при физических действиях с ними. Это уже несплошная, слитная среда, а членораздельный «окружающий мир» (Я. Юкскюль). Во-вторых, эти части среды представ­лены в образах, содержание которых воспроизводит свой­ства и отношения самих вещей (а не вызываемых ими состо­яний индивида). Правда, в содержании образов представ­лены и такие свойства, как цвета, звуки, запахи и другие так называемые «чувственные качества», которые непос­редственными объектами физических действий не являют­ся; но они служат важными различительными признаками, а также сигналами других жизненно важных свойств вещей или сигналами ожидаемых предметов и событий.

Различие в том, как представлены в психических отра­жениях внутренние состояния индивида (побуждения) и ок­ружающий его мир (образы), находится в явной связи с их ролью в поведении: побуждения служат его движущими си­лами, а образы — основой для ориентировки в окружаю­щем мире. Очевидно, интересы поведения диктуют разли­чие между основными видами психического отражения и, вместе с тем, объединяют их на разном обслуживании этого поведения.

Понятие психического отражения по А.Н. Леонтьеву: Существуют три вида отражения:

1 .отражение на уровне неживой природы (физическое взаимодействие, энергетический обмен, химические реакции);

2.отражение на уровне живой природы:

a)первый вид отражения на уровне живой природы - раздражимость — реагирование с агентами, задействованны­ми в процессах ассимиляции (процесс ресинтеза) и диссимиляции (непрерывный процесс распада), т.е. на биологически значимые воздействия.

b)второй вид отражения на уровне живой природы - психическое отражение - чувствительность - раздражимость к таким реагентам окружающей среды, которые не задействованы в процессах ассимиляции и диссимиляции, т.е. способность отражать абиотические воздействия. Чувствительность выполняет сигнальную функцию. Определение по Леонтьеву:

чувствительность есть генетически не что иное, как раздражимость по отношению к такого рода воздействиям среды, которые соотносят организм к другим воздействиям, т.е. которые ориентируют организм в среде, выполняя сигнальную функцию. Необходимость возникновения этой формы раздражимости заключается в том, что она опосредует основные жизненные процессы организма, протекающие в более сложных условиях. Процессы чувствительности должны соответствовать объективным свойствам окружающей среды и правильно отражать их в соответствующих связях.

Таким образом, именно наличие чувствительности позволяет говорить о психической регуляции жизнедеятель­ности.

Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» - значит реагировать, прежде всего, двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента.