logo
ГОСЫ_с инета / ГОСЫ

3.Определение психологии как науки.Различные представления о предмете психологии(плюс Гальперин)

Психология это наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественноотличных от физиологических, но неотделимых от них психических процессов, актов состояния. В течении столетий явления изучаемые психологией обозначались общим термином душа и считали предметом одного из разделов философии, названного в 16 веке психологии. Сведения об указанных явлениях накапливались и в других науках - педагогики, медицине. Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, и имеющим у человека личностный характер. Гриншпун: Объектом психологии выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. Предмет психологии – это конкретные факты психической жизни (определение у Гиппенрейтер), психические явления, характеризуемые качественно и количественно, что породило и различие подходов к их изучению. Под психическими явлениями по­нимаются субъективные переживания или элементы внут­реннего опыта субъекта. Под психологическими фактами подразумевается гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятель­ности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики — ее свойств, функций, закономерностей.

Своеобразие психических явлений, их данность человеку в форме переживания, их особая познаваемость в виде самонаблюдения, их интимно-личностная ценность традиционно толковали ее религиозными и идеалистическими учениями как показатель их порождаемостью особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на редукцию психологии к естествознанию и изучению материального субстрата психики.

Развитие научно-категориального аппарата психологии и подъем экспериментальных исследований, свободных от редукционизма (биологического, медицинского, кибернетического, философского, литературного), позволило психологии обособиться в самостоятельную науку, поскольку экспериментально выявленные закономерности психики не совпадали с анатомо-физиологическими. Было выявлено, что психические явления, будучи продуктом взаимодействия индивида со средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Будучи внешне обусловленной и внутренне детерминируемой, человеческая деятельность входит в область исследования психологии (в ее психологические аспекты), наряду с психическими процессами и сознанием. Будучи порождением и функцией социальных (надиндивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию. Но сознание не исчерпывает психического. Неосознанные психические процессы также входят в область ислледования психологии.

Гальперин П.Я. – Эволюция предмета. Душа признавалась всеми до начала 18 в., до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были главным образом идеалистическими. Но были и материалистические теории души. Они вели свое начало от представлений Демокрита и описывали душу как тончайшую материю, пневму, части­цы которой — круглые, гладкие и чрезвычайно активные — проникали между более крупными и менее подвижными ато­мами и, толкая, приводили их в движение. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «ду­шевные движения».

Критика: Принципиальный недостаток этого примитивного ма­териалистического представления о душе заключался в том, что душа признавалась особой причиной — первопричиной этих движений. А это значило: все воздействия на тело были для души лишь поводами, на которые она могла отвечать «как хотела». А почему она хотела так или иначе, это зави­село только от нее самой, от ее «природы» и далее не подле­жало объяснению.

Явления сознания как предмет психологии. Место души заняли явления, которые мы фактически наблюдаем, нахо­дим «в себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душев­ную деятельность». Это наши мысли, желания, чувства, воспоминания и т. д., которые каждый знает по личному опы­ту и которые, как факты этого внутреннего опыта, суть не­что несомненное. Джон Локк, которого можно считать ос­новоположником такого понимания предмета психологии, был прав, указывая на то, что, в отличие от души, явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически дан­ное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучае­мые прочими науками. Критика: невозможность объек­тивно установить исходные данные: четко разграничить явления сознания, выделить их компоненты, определить их интенсивность, взаимодействие представлений и т. д. Величайшей исторической заслугой «физиологической психологии» остается введение эксперимента в психологию. Но в той форме, в какой он применялся в «физиологической психологии», эксперимент опирался на ложную идею пси­хофизического параллелизма и, естественно, не мог вывес­ти психологию из оков субъективизма.

Поведение как предмет психологии. с поведением как предметом психологии повтори­лось то же, что с явлениями сознания. Несостоятельность его обнаружилась по двум линиям.

Во-первых, хотя поведение, бесспорно, есть нечто объек­тивное, однако его психологическое содержание (психоло­гическое по тем критериям, которыми тогда располагала, да и теперь располагает психология) оказалось таким же недоступным объективной регистрации, как и в явлениях сознания. С помощью киносъемки, кинограммы, электроми-ограммы, электроэнцефалограммы и т. д. можно зарегист­рировать лишь физические и физиологические изменения: движения тела и его органов, сокращение мышцы, их био­токи, биотоки мозга, сосудистые и секреторные реакции и т. п. Но движения (а тем более другие изменения организ­ма) — это еще не поведение. Конечно, они как-то свиде­тельствуют о поведении, но это свидетельство непрямое.

Во-вторых, еще одна и, пожалуй, основная несостоятель­ность бихевиоризма обнаружилась в том, что, желая изучать поведение без явлений сознания (которые будто бы радикалъно нарушают объективность исследования), представители бихевиоризма оказались перед жестким выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения, т. е. стать физиологами и сказать: нет никакой психологии, даже бихевиористической, есть только физиология поведения; или изу­чать механизмы поведения без физиологии, т. е. только как соотношение стимулов и реакций. Такова была фундаментальная позиция «классическо­го» бихевиоризма. Но очень скоро, уже в конце 20-х годов, стало очевидно, что нельзя объяснить ни поведение челове­ка, ни поведение животного одним сочетанием наличных стимулов и прошлого опыта; что в промежутке между дей­ствием стимулов и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, которую нельзя свести к влиянию следов прошлого опыта; что это какие-то активные процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного на наличные стиму­лы. Так возникает «необихевиоризм» с его важнейшим по­нятием «привходящих (или промежуточных) переменных» и отменяется основное положение первоначального бихе­виоризма (который теперь нередко называют наивным). Словом, в качестве нового уче­ния о предмете психологии бихевиоризм оказался дважды несостоятелен: он не смог выделить психологическое содер­жание поведения и не сумел объяснить поведение без помо­щи традиционных психологических «переменных».

Развитие взглядов на психическую деятельность в советской психологии Предмет психологии и психическая деятельность — не одно и то же, но представления о них тесно связаны. Пони­мание природы и проявлений психической деятельности, получившее теоретическое и экспериментальное развитие в работах советских психологов, в решающей степени спо­собствовало формированию той концепции предмета пси­хологии, которую мы пытаемся далее изложить в настоя­щем «Введении».

Ориентировочная деятельность как содержание психики. Ориентировочная деятельность заключается в том, что субъект производит обследование ситуации, содержа­щей в себе элемент новизны, подтверждает или изменяет смысловое и функциональные значения ее объектов, приме­ривает и видоизменяет свои действия, намечает для них но­вый или подновленный путь; далее, в процессе исполнения, приходится активно регулировать ход действий по этим не­сколько измененным и, следовательно, несколько обновлен­ным, но условно еще не закрепленным значениям объектов.

Когда такая ситуация, значения ее отдельных объектов и действия в этой ситуации получают подкрепление и за­крепляются, наступает автоматизация поведения: ситуация узнается по характерным признакам, действия вызываются пусковыми раздражителями, а контроль за ними осуществ­ляется по «чувству» того, как выполняется динамический стереотип и насколько исполнение «согласуется» с его не­рвной моделью, с «акцептором действия». Ориентировоч­ная деятельность резко сокращается, а ее остаточная часть так меняется, что внешне процесс ориентировки как бы со­всем угасает. И действительно, по мере стереотипизации (как распознавания обстановки, так и реакций в ней) управле­ние этими действиями в той или иной мере передается на готовое устройство, каким является или воспитанный условнорефлекторный механизм, или какое-нибудь техничес­кое устройство (например, автопилот, ведущий самолет по заданному курсу).

Субъект прибегает к ориентировочной деятельности именно в тех случаях, когда в наличной ситуации отсут­ствуют условия, которые автоматически обеспечивают ус­пех поведения, когда нужно обеспечить этот успех иным путем, иногда вопреки сбивающим влияниям внешней сре­ды или прежде усвоенных привычек.

Ориентировочная деятельность субъекта есть средство приспособления к ситуациям, которые отличаются от усло­вий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями. Все такие ситуации характеризуются одним об­щим признаком, точно указанным И. П. Павловым, призна­ком новизны. Этот признак, как своеобразный раздражи­тель, вызывает рассогласование с нервной моделью прошло­го опыта, рассогласование выключает механизмы автома­тического реагирования и включает механизмы деятельно­сти по ориентировке в ситуации на основе ее психического отражения.

Ориентировочная деятельность как предмет психологии Все формы психической деятельности, а не только познавательные, интеллектуальные представ­ляют собой различные формы ориентировки субъекта в про­блемных ситуациях. Эти различные формы возникают пото­му, что существенно различны обстоятельства, в которых оказывается субъект, различны встающие перед ним зада­чи и средства, с помощью которых решаются эти задачи.

Если все формы душевной жизни представляют со­бой разные формы ориентировочной деятельности, то дру­гая сторона этого положения заключается в том, что психо­логия во всех так называемых психических процессах или функциях изучает именно эту их ориентировочную сторо­ну. Это значит, что неправильно было бы сказать, что пси­хология изучает мышление, чувства, воображение, волю и т. д., неправильно прежде всего потому, что психология изу­чает вовсе не все стороны (аспекты) мышления, чувства, воли и других психических функций. Предмет психологии заключается в исследовании именно ориентировочной стороны любого психического процесса.

Задачи психологии по Лурия: 1. В целом в задачи психологии входит изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.