logo search
+Медицинская конфликтология Учебное пособие

Теория переноса возбуждения д.Зильманна

Модель агрессивного поведения Д. Зильманна строится на предположении, что и когнитивные процессы, и физиологическое возбуждение вносят свой вклад в выражение агрессии и контроль над ней. Он указывал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакциях и роли и возбуждения в когнитивном опосредовании поведения. Д. Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны, они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдания опыта и поведения».

Независимо от того, когда появляется осмысление события (до или после возникновения нервного напряжения), оно может влиять на степень возбуждения. Если человек осознает, что опасность реальна, или он зацикливается на угрозе и обдумывании своей мести, то у него сохраняется высокий уровень возбуждения. С другой стороны, если человек проанализировав ситуацию, обнаруживает смягчающие обстоятельства или чувствует уменьшение опасности, то у него наблюдается угасание возбуждения.

Подобным же образом возбуждение влияет на процесс познания. При очень высоких уровнях напряжения наблюдается снижение способности к познавательной деятельности, что может приводить к импульсивному поведению. Высокое возбуждение способствует дезинтеграции когнитивного процесса и создает помеху торможению агрессии. Следовательно, когда возникают сбои в познавательно процессе, человек будет реагировать импульсивно.

Согласно данной теории, поведение можно контролировать, «просто» научая людей реально представлять себе потенциальную опасность, которая может исходить от явно угрожающей ситуации или людей. Однако важную роль в этой модели поведения играют эмоции. Л.Берковиц и Д. Зильманн признают, что агрессия иногда бывает импульсивной, неподвластной контролю рассудка. Согласно Д. Зильманну, большинство людей научаются реагировать на воспринятую ими провокацию ответной агрессией. И «навык», который они приобретают, когда когнитивные процессы дезинтегрированы, является деструктивным. Следовательно, подходящим способом научиться контролировать или устранять импульсивную агрессию является выработка конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию.