4. Общая характеристика наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического (логико-понятийного) мышления.
Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы наглядно-действенного мышления, наблюдаемые у высших животных, изучались И. П. Павловым, В. Келлером, Н. Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка наглядно-действенное мышление образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека наглядно-действенное мышление сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.
Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающихзрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого видамышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. -->
За нагля́дно-о́бразное мышле́ние отвечает правое полушарие мозга
Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.
-
Содержание
- Вопросы сделано до: Эмоции и процессы мотивации
- Для подготовки к экзамену по дисциплине «Общая психология» (II семестр)
- Мышление в системе познавательных процессов.
- Мышление и деятельность. Мышление и сознание. Мышление и общение.
- 4. Общая характеристика наглядно-действенного, наглядно-образного и вербально-логического (логико-понятийного) мышления.
- Эмпирическое и теоретическое мышление (по в.В.Давыдову).
- Сравнение практического и теоретического мышления (по б.М.Теплову).
- Продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое и критическое мышление.
- Специфика применения методов наблюдения, эксперимента и беседы при изучении мышления.
- Характеристика «клинического метода» ж.Пиаже.
- 10. Описание мышления в классической психологии сознания.
- 11. Концепция и экспериментальные исследования вюрцбургской школы.
- 12. Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии.
- 13. Понимание мышления в бихевиоризме и необихевиоризме.
- Генетический подход к исследованию мышления.
- Психоаналитический подход к анализу мышления.
- Проблема выделения творческого мышления как самостоятельного предмета изучения.
- 19.Стадии мыслительного процесса.
- Мышление и самосознание личности. Рефлексивная регуляция мышления.
- Интеллектуальная активность личности.
- «Искусственный интеллект» и мышление человека.
- Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.
- Стадии развития интеллекта (концепция ж.Пиаже).
- Значение слова как единица анализа речевого мышления.
- 26.Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи.
- 28. Эгоцентрическая речь: полемика л.С.Выготского и ж.Пиаже.
- 29. Речевая деятельность и общение.
- 30. Виды и функции речи.
- 31. Память и другие психические процессы. Память и сознание. Память и личность.
- 33. Проблема улучшения памяти. Мнемотехники: виды и примеры использования.
- 34. Восприятие, мышление, воображение: сходства и различия.
- Механизмы воображения
- 36. Воображение в научном, техническом, художественном творчестве.
- 37. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.
- 39. Эмоции и процессы познания.
- 41.Определение воли и подходы к ее изучению.
- 42.Критерии воли. Произвольная и волевая регуляция.
- 43.Волевые процессы, их виды и детерминанты.