5. Методы исследования в психологии.
Под методом в широком смысле понимается нормированный способ организации деятельности, направленной на достижение определенной цели. Под методами Т понимается совокупность принципов, приемов и средств, используемых психологом при осуществлении научного исследования или в практической работе. В более специальном смысле различают метод и методику, имея ввиду под первым общий принцип деятельности, а под вторым конкретное воплощение этого принципа в форме конкретных процедурных норм, относящихся к конкретному способу психологической работы на основе конкретного методического материала.
Соответственно специфики психологии как области знания и практики, можно говорить о методах научно-исследовательской, прикладной и практической У.
Научное исследование предполагает:
1 .формулировку проблемы (т.е. познавательного вопроса, относящегося к наличию, причинам, следствиям или характеру связи явлений);
2.формулировку гипотезы (т.е. предполагаемого ответа);
3.проверку гипотезы (т.е осуществление некоей интеллектуальной или - чаще -эмпирической деятельности, в которой интересующие исследователя явления будут фигурировать во взаимоотношениях, соответствующих проблеме и гипотезе);
4. интерпретацию результатов проверки (соотнесение подтвержденности или не подтвержденности гипотезы, а так же выявленных при проверке не прогнозированных явлений с исходными теоретическими позициями и знанием об объектах).
Ананьев выделяет группы методов:
1 .организационные методы (организация исслед-я);
2.методы сбора эмпирич данных;
3.методы обработки данных;
4.методы интерпретации
1. К организацион методам Ананьев относил сравнит и лонгитюд методы.
1ый означ. построение исслед-я на базе сравнения данных относит разных объектов,
2ой - отслеживание изменений, происходящих с одним и тем же объектом на протяжении относительно длительного времени.
2. Методы сбора эмпирич данных:
а)обзервационные методы: субъектив наблюден и наблюден со стор (-целенаправл восприят, обусловл исследовательск целями и задач);
б)экспериментал методы (психолог контролир и варьирует переменные ( - т.е. все то, что т/и изменяет ситуацию в экспер-те. Независим переменная - та, кот вводит экспериментатор, зависимая - та, кот изменяется при введении зависимой переменной.): лаборатор эксперимент (испытуемый в естеств для себя среде); полевой эксперимент (эксперимент в естеств усл-ях при минимуме аппаратов);
в)психодиагностич методы: тестирование - метод психологич диагностики, применяется для стандартизир измерения индивидуал различий: стандартизированное - метод, использующ стандартизир ?? и задачи (тесты), имеющие определен шкалу значений; проектив - не имеют цифровой шкалы, по кот оценивается рез-т, г)праксиметрич методы - методы изучения и измерения пр-сов и прод-тов деят-ти;
д)моделирование: математическое и кибернетическое;
е)беседа.
3. Методы обработки данных: a)качественный анализ; b) количественный анализ.
4. Методы интерпретации: a)структурный метод - выводы относительно строения объекта; b)выводы относительно развития объекта.
По Рубинштейну: 2 основ метода в Ψ: наблюдение и эксперимент.
I. Наблюдение: 1. самонаблюдение;
2.объективн наблюден (д.б. цель наблюдения, с соответств с кот д.б. план наблюдения, наблюдение долж носить избират х-р. Наблюден стан-ся методом науч познания лишь постольку, поскольку оно не огранич-ся простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез, с тем, чтобы проверить их на нов наблюдениях) направлено в Ψ не на р-ции , не на внеш дей-я сами по себе, а на их психологич содерж-е: a)прямое; b)косвенное наблюдение.
II. Эксперимент: 1 .лабораторные; 2.естественный.
III. Генетич метод - использование изучения развития психики как средства раскрытия общих психологических закономерностей.
Наблюден: Свобод. Наблюден. не имеет заран установл рамок, программы, процедуры его проведен. Оно мож менять пред-т или объект наблюден в завис-ти от пожелан наблюд-ля. Стандартизир наблюден, напротив, заранее определено и четко огранич в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определен, предварит продум программе и строг следует ей, независ от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включен. наблюден (оно чаще всего использ-ся в общ, возраст, пед и соц Ψ) исслед-ль выступ в кач-ве непосредств участника того пр-са, за ходом кот он ведет наблюдение.
Опрос представл соб метод, при использ кот чел-к отвеч на ряд ??: Устн опрос: ответы испытуемых, получаемые при устн опросе, существен завис и от Л. того чел-ка, кот ведет опрос, и от индивидуал особ-тей того, кто отвеча на ??, и от повед-я обоих лиц в ситуац опроса.
Письменный опрос: наиболее распространенная его форма - анкета.
Свободн опрос – разновид-ть уст или письм опроса, при кот перечень задаваемых ?? и возможн ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
Тесты явл специализированными методами психодиагностич обследования, применяя кот мож получить точную количеств или качеств хар-ку изучаемого явл-я. От др методов исслед-я тесты отличаются тем, что предполаг четкую процедуру сбора и обработки первич данных, а также своеобразие их последующ интерпретации.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Проектив тесты: в осн таких тестов леж мех-м проекции, соглас кот неосознаваемые собств кач-ва, особ недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
Специфика экспер-та как метода психологич исслед-я заключ в том, что в нем целенаправл и продум создается искусств ситуация, в кот изучаемое св-во выдел-ся, проявляется и оценивается лучше всего.
Естеств экспер-т орг-ся и проводится в обыч жизн усл-ях, где экспериментатор практич не вмеш-ся в ход происходящ событий, фиксируя их в том виде, как они разворач-ся сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить
Моделирование - создан искусств модели изучаем феномена, повторяющ его осн параметры и предполагаемые св-ва. На эт модели детально исслед дан явл-е и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Математич модель представл собой выражение или ф-лу, включающ переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
- 3.Определение психологии как науки.Различные представления о предмете психологии(плюс Гальперин)
- 4. Определение психики. Понятие психического отражения.
- 1. Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.
- 11. Основные методологические принципы научной психологии.
- 5. Методы исследования в психологии.
- 2. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики.
- 1. Стадия элементарной сенсорной психики
- 2. Стадия перцептивной психики
- 3. Стадия интеллекта
- 7. Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания.
- 15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций.
- 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
- 33. Потребности, их характеристика и классификация.
- 21. Мотивы, их функции и виды.
- 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность ,субъект
- 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
- 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
- 12. Самосознание, его структура и развитие.
- 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
- 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
- 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
- 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
- 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
- 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
- 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
- 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
- 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
- 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
- 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
- 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
- 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
- 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
- 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
- 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
- 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
- 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
- 34. Общая характеристика волевых процессов.
- 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
- 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
- 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
- 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
- 58. Проблема периодизации психического развития.
- 77. История формирования социально-психологических идей.
- 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
- 99. Психология межгрупповых отношений
- 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
- 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
- 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
- 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
- 98. Социально-психологические аспекты управления.
- 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
- 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
- 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
- 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
- 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
- 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
- 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
- 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
- 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
- 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
- Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
- Психологические особенности лекции
- Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
- 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
- 86. Способы психологической работы с конфликтом.
- 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
- 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
- 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
- 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
- 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
- 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
- 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
- 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
- 78. Методы социальной психологии.
- 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
- 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
- 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
- 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
- 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
- 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
- 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
- 72. Основные направления современной психотерапии.