logo search
Otv_k_e_Vozrastnaya_p-ya

5.Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину

Периодизация выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Понятие "ведущая деятельность": деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. 1. Младенчество (0-1): Ведущая деятельность:эмоциональное общение ребенка со взрослым. Новообразования: ходьба, первое слово. Социальная ситуация развития: освоение норм отношений между людьми. 2. Ранний возраст (1-3):Ведущая деятельность: предметная деятельность. Новообразование: "внешнее Я сам" (по Выготскому). Социальная ситуация развития: Усвоение способов деятельности с предметами. 3. Дошкольный возраст (3-6(7): Ведущая деятельность: ролевая игра. Новообразование: произвольность поведения. Социальная ситуация развития:Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми. 4. Младший школьный возраст (6(7)-10(11):Ведущая деятельность: учебная деятельность. Новообразование: произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта. Социальная ситуация развития:Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности. 5. Средний школьный возраст, подросток 10(11) -14(15): Ведущая деятельность: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности. Новообразование: чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке". Социальная ситуация развития:Освоение норм и отношений между людьми. 6. Старший школьник (ранняя юность)(14(15) -16(17):Ведущая деятельность:учебно-профессиональная деятельность. Новообразование: профессиональное и личностное самоопределение. Социальная ситуация развития:Освоение профессиональных знаний, умений. 7. Поздняя юность или ранняя зрелость (18-25): Ведущая деятельность: Трудовая деятельность, профессиональная учеба.Социальная ситуация развития:Освоение профессионально-трудовых умений. 8. Зрелость (после 25): 20-50 лет - зрелость,50-75 – поздняя зрелость,75- … - старость.