38.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период зрелости
Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, а такая ситуация в создании собственной семьи и воспитания детей. Создание семьи чрезвычайно важно для личностного развития. Человек реализует очень значимую для себя и других сторону своего предназначения, приобретает новый общественный статус, связанный с ответственностью за продолжение рода и воспитание будущего поколения, вступает в новый этап своего жизненного устройства. Одновременно он удовлетворяет одну из своих главных потребностей (для многих – главную) в сфере отношений с другими людьми. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека – его духовный рост, развитие способностей и т.д.
Особенно большое значение имеет рождение детей. С появлением ребенка родители уже не просто женщина и мужчина, они становятся матерью и отцом. Созданная ими семья приобретает новое качество, получает окончательное завершение как важнейший институт продолжения человеческого рода и преемственности поколений. Меняется весь строй и уклад семейной жизни, у супругов появляются новые обязанности, новые аспекты ответственности друг перед другом и новая общая ответственность за судьбу человека, которому они дали жизнь. Выбор спутника жизни и создание семьи – одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Соответствующая этой ситуации деятельность является одной из главных сторон жизни. С внутренней стороны социальной ситуация развития определяется стремлением к самостоятельности, независимости и отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких, готовность принять эту ответственность, есть ключевое переживание социальной ситуации развития данного периода. Ведущим видом деятельности является труд, успешная профессиональная деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности. Специфика молодости как возрастного этапа не исчерпывается выбором спутника жизни и созданием семьи. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период – овладение выбранной профессией. В зрелости, взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Воздействующие на человека факторы сами подвержены изменениям. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Проблемы профессиональной продуктивности многие психологи увязывают с понятием «акмэ» – вершины, поры расцвета. Оно появилось еще в античные времена. Некоторых людей в середине жизни начинают беспокоить вопросы реализации своего творческого потенциала и необходимости передать что-то следующему поколению, мучают опасения по поводу стагнации и упущенных возможностей, одолевать заботы о том, как сохранить близкие отношения с родными и друзьями.
- 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- 2.Связь возрастной психологии с другими отраслями науки
- 3.Проблемы возрастной психологии
- 4.Психологическое понятие возраста
- 5.Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину
- 6.Периодизации развития личности по а.В.Петровскому
- 7.Периодизация развития личности по з.Фрейду
- 8.Периодизация развития личности по э.Эриксону
- 9.Развитие морального сознания личности по л.Колбергу
- 10.Периодизация интеллектуального развития по ж.Пиаже
- 11.Кризис новорожденности. Развитие личности в период новорожденности
- 12.Развитие личности в период младенчества
- 13.Кризис 1 года
- 14.Роль общения с взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 15.Особенности развития личности в раннем возрасте
- 16.Кризис 3 лет
- 17.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в дошкольном возрасте
- 18.Особенности развития личности в дошкольном возрасте
- 19.Познавательное развитие дошкольника
- 20.Кризис 7 лет
- 21.Психологическая готовность детей к школе
- 22.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность младшего школьника
- 23.Познавательное развитие младшего школьника
- 24.Особенности общения младшего школьника
- 25.Особенности развития личности младшего школьника
- 26.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность подростка
- 27.Особенности общения подростка
- 28.Особенности развития познавательных процессов подростка
- 29.Развитие личности подростка
- 30.Кризис подросткового возраста
- 31.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском возрасте
- 32.Развитие личности в юношеском возрасте
- 33.Общение в юношеском возрасте
- 34.Кризис в юношеском возрасте
- 35.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период молодости
- 36.Развитие личности в период молодости
- 37.Кризис 30 лет
- 38.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период зрелости
- 39.Развитие личности в период зрелости
- 40.Кризис 40 лет
- 41.Развитие личности в старости
- 42.Теории старения и старости
- 43.Пенсионный кризис
- 44.Кризис смерти