5.Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину
Периодизация выделяет периоды на основе существенных критериев, признаков. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Понятие "ведущая деятельность": деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. 1. Младенчество (0-1): Ведущая деятельность:эмоциональное общение ребенка со взрослым. Новообразования: ходьба, первое слово. Социальная ситуация развития: освоение норм отношений между людьми. 2. Ранний возраст (1-3):Ведущая деятельность: предметная деятельность. Новообразование: "внешнее Я сам" (по Выготскому). Социальная ситуация развития: Усвоение способов деятельности с предметами. 3. Дошкольный возраст (3-6(7): Ведущая деятельность: ролевая игра. Новообразование: произвольность поведения. Социальная ситуация развития:Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми. 4. Младший школьный возраст (6(7)-10(11):Ведущая деятельность: учебная деятельность. Новообразование: произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта. Социальная ситуация развития:Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности. 5. Средний школьный возраст, подросток 10(11) -14(15): Ведущая деятельность: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности. Новообразование: чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке". Социальная ситуация развития:Освоение норм и отношений между людьми. 6. Старший школьник (ранняя юность)(14(15) -16(17):Ведущая деятельность:учебно-профессиональная деятельность. Новообразование: профессиональное и личностное самоопределение. Социальная ситуация развития:Освоение профессиональных знаний, умений. 7. Поздняя юность или ранняя зрелость (18-25): Ведущая деятельность: Трудовая деятельность, профессиональная учеба.Социальная ситуация развития:Освоение профессионально-трудовых умений. 8. Зрелость (после 25): 20-50 лет - зрелость,50-75 – поздняя зрелость,75- … - старость.
- 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- 2.Связь возрастной психологии с другими отраслями науки
- 3.Проблемы возрастной психологии
- 4.Психологическое понятие возраста
- 5.Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину
- 6.Периодизации развития личности по а.В.Петровскому
- 7.Периодизация развития личности по з.Фрейду
- 8.Периодизация развития личности по э.Эриксону
- 9.Развитие морального сознания личности по л.Колбергу
- 10.Периодизация интеллектуального развития по ж.Пиаже
- 11.Кризис новорожденности. Развитие личности в период новорожденности
- 12.Развитие личности в период младенчества
- 13.Кризис 1 года
- 14.Роль общения с взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 15.Особенности развития личности в раннем возрасте
- 16.Кризис 3 лет
- 17.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в дошкольном возрасте
- 18.Особенности развития личности в дошкольном возрасте
- 19.Познавательное развитие дошкольника
- 20.Кризис 7 лет
- 21.Психологическая готовность детей к школе
- 22.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность младшего школьника
- 23.Познавательное развитие младшего школьника
- 24.Особенности общения младшего школьника
- 25.Особенности развития личности младшего школьника
- 26.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность подростка
- 27.Особенности общения подростка
- 28.Особенности развития познавательных процессов подростка
- 29.Развитие личности подростка
- 30.Кризис подросткового возраста
- 31.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском возрасте
- 32.Развитие личности в юношеском возрасте
- 33.Общение в юношеском возрасте
- 34.Кризис в юношеском возрасте
- 35.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период молодости
- 36.Развитие личности в период молодости
- 37.Кризис 30 лет
- 38.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период зрелости
- 39.Развитие личности в период зрелости
- 40.Кризис 40 лет
- 41.Развитие личности в старости
- 42.Теории старения и старости
- 43.Пенсионный кризис
- 44.Кризис смерти