logo
Otv_k_e_Vozrastnaya_p-ya

3.Проблемы возрастной психологии

Одним из основных вопросов, рассматриваемых в рамках изучения возрастной психологии, является понятие возраста.Возраст - это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.Различают хронологический (паспортный) возраст и психологический.Хронологический возраст обозначает длительность существования человека с момента рождения.Психологический возраст - это определенная, качественно своеобразная ступень онтогенеза, обусловленная закономерностями формирования организма, условиями жизни, воспитания и обучения.Первая попытка системного анализа возраста как категории принадлежит Л.С. Выготскому. В дальнейшем этой проблемой занимались Б.Г. Ананьев, Д.Б. Эльконин.Следующей проблемой возрастной психологии считают проблему психического развития. Психическое развитие - закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский). Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.Одной из фундаментальных проблем возрастной психологии является проблема периодизации. Разделить жизнь на определенные периоды, этапы предпринимались еще до нашей эры. Научные разработки по этой проблеме начались в 30-тые годы ХХ века. Свою периодизацию предлагали Ж. Пиаже (периодизация интеллектуального развития), Э. Эриксон, П.П. Блонский (периодизация в соответствии с появлением зубов), З. Фрейд (периодизация в соответствии с психосексуальным развитием), Л.С. Выготский и другие. В настоящее время наибольшее распространение получила периодизация, предложенная Д. Б. Элькониным. Данная периодизация опирается на следующие критерии: 1. новообразования. 2. ведущая деятельность 3. характер противоречий (кризис)