logo
Otv_k_e_Vozrastnaya_p-ya

4.Психологическое понятие возраста

Психологический (психический) возраст сложное, комплексное понятие, оно служит для обозна­чения временных характеристик индивидуального развития и отражает уровень умственного и личностного развития человека, выраженный в виде ссылки на тот возраст, представители которого в среднем показывают данный уровень. Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализация которых зависит от условий жизни, деятельности личности: 1) неравномерность психического развития. Различные психические функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития даже при самых благоприятных условиях. Одна из причин этого - отдельные процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств; 2) интеграция психики. Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности; 3) пластичность и возможность компенсации.При слабости одной функции можно усилить развитие других функций (так слабую память можно компенсировать смысловой организацией материала, чтобы его лучше понять). С точки зрения Эриксона существуют психологические стадии развития «Я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а растягивается на весь жизненный цикл. Каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, способные принимать положительные и отрицательные значения.