16.Кризис 3 лет
К 3 годам у ребенка возникает большое стремление к самостоятельности, что выражается в настойчивом: "Я сам" и "Я хочу". Стремясь быть как взрослый, ребенок хочет сам выполнять ту деятельность, которую он наблюдает у взрослых (зажигать свет, ходить в магазин, варить обед и так далее). Конечно, притязания детей непомерно превосходят их реальные возможности, и удовлетворить все их невозможно. Однако недостаточный учет этой потребности в самостоятельности, а тем более прямое подавление ее может быть причиной фрустрации, повышенной нервности ребенка. Л.С. Выготский обозначает симптомы кризиса 3-х лет как "семизвездие симптомов" этого возрастного критического периода: 1. Негативизм — отрицательная реакция и отказ от выполнения определенных требований взрослых. Её не следует путать с непослушанием, которое бывает и в более раннем возрасте. 2. Упрямство — реакция на свое собственное решение, которая заключается в настойчивом требовании его выполнения. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью, так как здесь на первом плане требование считаться с личностью ребенка, признать его "Я". 3. Строптивость — реакция более генерализованная и безличная, чем предыдущие. Это протест против порядков, которые существуют дома. 4. Своеволие — реакции эмансипации от взрослого, то есть стремление к отстаиванию своих прав на самостоятельность намерения, замысла и независимость от него. 5. Обесценивание взрослых — выражается в нередких заявлениях в адрес взрослого, что он "дурак" или "пьяница", и при этом совершенно не важно то, что его родитель умница и совершенно не пьет вино. 6. Протест-бунт проявляется в частых ссорах с родителями, которые приобретают черты протеста, своеобразной "войны" с взрослыми. 7. Стремление к деспотизму — проявляется в желании властвовать и управлять поведением взрослых, и для этого изыскивается множество способов. Наиболее часто встречается в семьях с единственным ребенком. Если взрослые замечают рост самостоятельности ребенка и поощряют ее, то трудности этого кризисного периода не возникают или быстро преодолеваются. Ребенку еще многому нужно обучиться, и для удовлетворения притязаний трехлетних имеется особая форма реализации их потребностей — детская игра. Кризис трех лет явление субъективно трудное для ребенка и объективно — для его родителей. Не следует к тому же забывать, что необычайно быстрое развитие психических и физиологических качеств ребенка чрезвычайно сильно напрягает деятельность всех систем организма и возрастают предъявляемые к ним требования. Все это создает условия для возможной их поломки. Известно, что большинство патологических психологических состояний и психических болезней, которые берут начало в раннем детстве, впервые появляются (манифестируют) именно в этот критический период.
- 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- 2.Связь возрастной психологии с другими отраслями науки
- 3.Проблемы возрастной психологии
- 4.Психологическое понятие возраста
- 5.Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину
- 6.Периодизации развития личности по а.В.Петровскому
- 7.Периодизация развития личности по з.Фрейду
- 8.Периодизация развития личности по э.Эриксону
- 9.Развитие морального сознания личности по л.Колбергу
- 10.Периодизация интеллектуального развития по ж.Пиаже
- 11.Кризис новорожденности. Развитие личности в период новорожденности
- 12.Развитие личности в период младенчества
- 13.Кризис 1 года
- 14.Роль общения с взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 15.Особенности развития личности в раннем возрасте
- 16.Кризис 3 лет
- 17.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в дошкольном возрасте
- 18.Особенности развития личности в дошкольном возрасте
- 19.Познавательное развитие дошкольника
- 20.Кризис 7 лет
- 21.Психологическая готовность детей к школе
- 22.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность младшего школьника
- 23.Познавательное развитие младшего школьника
- 24.Особенности общения младшего школьника
- 25.Особенности развития личности младшего школьника
- 26.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность подростка
- 27.Особенности общения подростка
- 28.Особенности развития познавательных процессов подростка
- 29.Развитие личности подростка
- 30.Кризис подросткового возраста
- 31.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском возрасте
- 32.Развитие личности в юношеском возрасте
- 33.Общение в юношеском возрасте
- 34.Кризис в юношеском возрасте
- 35.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период молодости
- 36.Развитие личности в период молодости
- 37.Кризис 30 лет
- 38.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период зрелости
- 39.Развитие личности в период зрелости
- 40.Кризис 40 лет
- 41.Развитие личности в старости
- 42.Теории старения и старости
- 43.Пенсионный кризис
- 44.Кризис смерти