2.Связь возрастной психологии с другими отраслями науки
Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития. Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.
- 1.Предмет, задачи и методы возрастной психологии
- 2.Связь возрастной психологии с другими отраслями науки
- 3.Проблемы возрастной психологии
- 4.Психологическое понятие возраста
- 5.Периодизация психического развития по д.Б.Эльконину
- 6.Периодизации развития личности по а.В.Петровскому
- 7.Периодизация развития личности по з.Фрейду
- 8.Периодизация развития личности по э.Эриксону
- 9.Развитие морального сознания личности по л.Колбергу
- 10.Периодизация интеллектуального развития по ж.Пиаже
- 11.Кризис новорожденности. Развитие личности в период новорожденности
- 12.Развитие личности в период младенчества
- 13.Кризис 1 года
- 14.Роль общения с взрослым как предпосылка развития личности ребенка
- 15.Особенности развития личности в раннем возрасте
- 16.Кризис 3 лет
- 17.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в дошкольном возрасте
- 18.Особенности развития личности в дошкольном возрасте
- 19.Познавательное развитие дошкольника
- 20.Кризис 7 лет
- 21.Психологическая готовность детей к школе
- 22.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность младшего школьника
- 23.Познавательное развитие младшего школьника
- 24.Особенности общения младшего школьника
- 25.Особенности развития личности младшего школьника
- 26.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность подростка
- 27.Особенности общения подростка
- 28.Особенности развития познавательных процессов подростка
- 29.Развитие личности подростка
- 30.Кризис подросткового возраста
- 31.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в юношеском возрасте
- 32.Развитие личности в юношеском возрасте
- 33.Общение в юношеском возрасте
- 34.Кризис в юношеском возрасте
- 35.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период молодости
- 36.Развитие личности в период молодости
- 37.Кризис 30 лет
- 38.Социальная ситуация развития, ведущая деятельность в период зрелости
- 39.Развитие личности в период зрелости
- 40.Кризис 40 лет
- 41.Развитие личности в старости
- 42.Теории старения и старости
- 43.Пенсионный кризис
- 44.Кризис смерти