logo search
методичка по психологии

4.6.Понятие «бессознательного». Психологические защиты.

Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно. Понятие «бессознательное» трактуется по-разному представителями разных направлений психологической и философской мысли. Развитие проблемы «бессознательное» было связано с психоанализом. 3. Фрейд разработал учение о бессознательном как продукте вытеснения запретных переживаний, которые сохраняют свой потенциал и проявляются в виде психических нарушений. С точки зрения 3. Фрейда, источником активности являются энергия либидо и агрессивные потребности. Человеку, по Фрейду, постоянно приходится преодолевать различные внутренние и внешние возбуждения. В результате у него возникает тревога, назначение которой состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Тревога дает возможность реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом. Это делается возможным благодаря возникающим у личности механизмов защиты, которые проявляются в следующих формах:

Вытеснение. Фрейд рассматривал вытеснение как первичную защиту эго, которая обеспечивает наиболее прямой путь ухода от тревоги. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс удаления из осознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В результате действия вытеснения человек перестает осознавать причины, вызывающие тревогу, а также не помнит травматических прошлых событий. В итоге человек, страдающий от ужасающих личных неудач, благодаря вытеснению, делается спокойным.

Проекция. Как защитный механизм представляет собой процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведения другим людям. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на других. Так, очень часто студент, не подготовившийся должным образом к экзамену, всю вину возлагает на преподавателя, недостаточно объяснившего ему материал.

Замещение. В защитном механизме, получившем название замещение, происходит переадресовка от одного объекта к другому. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.

Рационализация. Этот способ основан на искажении реальности. Возникает ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправдывается в глазах окружающих. Например, после многократных неудачных попыток добиться цели, человек начинает убеждать, что это к лучшему.

Реактивное образование. Этот защитный механизм проявлется в подавлении одних импульсов и выдвижении совершенно противоположных.

Регрессия. Для регрессии характерен возврат к ребячеству, детским моделям поведения. Проявление регрессии у взрослых включает несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет.

Сублимация. Согласно Фрейду, сублимация является защитным механизмом, дающим возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально приемлемых мыслей или действий. Так, например, энергия и активность подростка может быть сублимирована в социально одобряемой деятельности в спорте. Согласно Фрейду, сильные, неосознанные агрессивные побуждения могут быть переадресованы или сублимированы в социально приемлемом направлении.

Отрицание. Этот защитный механизм включается тогда, когда человек отказывается признавать, что произошло неприятное событие. Отрицание реальности имеет место тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого не может быть», несмотря на очевидные доказательства обратного.

Все описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы. К. Юнг развил учение о «личном» и «коллективном» бессознательном.

«Личное» бессознательное — это всякого рода конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании.

«Коллективное бессознательное» представляет собой хранилище следов памяти человеком и наших человекообразных предков. В нем отражены тысячи чувств, общих для всех человеческих существ и являющихся результатом нашего общего прошлого. Таким образом, коллективное бессознательное откладывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Понятие «социальное бессознательное» выдвигает Э. Фромм. Для Э. Фромма главная проблема — обретение личностью психологической свободы в условиях общества. Подавление свободы нивелирует человеческую личность. В связи, с чем человек, чаще всего, бессознательно «убегает от себя» и становится — «комформистом» или «авторитаристом», полагая, что это и есть свобода.