6. Теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей
В соответствии с данной теорией в памяти имеется специфическая информационная структура – «сеть», обеспечивающая развитие эмоциональных состояний. Она включает в себя три компонента:
1) информацию о внешних событиях, а также об условиях их появления;
2) информацию о реакции на эти события, включая речевые компоненты, двигательные акты, висцеральные и соматические Реакции;
3) информацию о смысловой оценке стимулов и актов реагирования.
При определенных условиях эта ассоциативная сеть начинает работать как единое целое, продуцируя эмоциональный эффект.
Р. Питмэн предположил, что в памяти также возможно формирование аналогично построенных патологических ассоциативных структур, которые и лежат в основе посттравматического синдрома. Он получил подтверждение этой гипотезы с помощью эксперимента, в котором было установлено, что при воспроизведении травмирующей ситуации в воображении наблюдаются значимые различия между здоровыми и страдающими ПТСР ветеранами вьетнамской войны. У ветеранов с ПТСР наблюдалась интенсивная эмоциональная реакция при воссоздании ими в воображении элементов своего боевого опыта, а у здоровых испытуемых такой реакции не отмечалось.
С помощью теории ассоциативных сетей был описан механизм развития «флэшбэк»-феномена. Однако такие симптомы ПТСР, как навязчивые воспоминания и ночные кошмары с трудом поддавались объяснению в рамках данной теории. Поэтому было высказано предположение, что патологические эмоциональные сети, лежащие в основе синдрома ПТСР, должны обладать свойством самопроизвольной активации. Механизм этой активации предлагается искать в нейрональных структурах мозга и биохимических процессах, протекающих на этом уровне.
- Хрестоматия «Кризисные состояния личности» Оглавление Введение
- Реан а.А. Психические состояния личности1 Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний
- 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний
- 2. Общефункциональные состояния психической активности
- 3. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях
- 4. Кризисные состояния личности
- 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика
- 6. Реактивные состояния
- 7. Невротические состояния – неврозы
- 8. Психопатия
- 9. Умственная отсталость
- 10. Агрессивное состояние
- Серый а.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы6
- Осипова а.А.Психология кризиса7
- Ромек в.Г., Конторович в.А., Крукович е.И. Кризисные состояния и их последствия: критерии и стратегии помощи8
- Часть I – проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 1. Вводная фаза
- 2. Фаза фактов
- 3. Фаза мыслей
- 4. Фаза реагирования
- 5. Фаза симптомов
- 6. Завершающая фаза
- 7. Фаза реадаптации
- Реан а.А. Стресс и стрессоустойчивость личности18
- 1. Стресс как системная реакция человека
- 1.1. Стресс и адаптация
- Сравнительные характеристики адаптационного процесса в различных концепциях личности
- 2. Виды стрессовых состояний и их характеристика
- 3. Устойчивость к психическому стрессу
- 4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивосги
- Реан а.А. Адаптация и стрессоустойчивость педагога19
- 1. Стресс в педагогической деятельности
- 2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость
- 3. Психологическая модель стрессоустойчивости педагога
- Петрушин в.И., Петрушина н.В. Психология кризисных ситуаций и методы их преодоления20
- 1. Психология стресса
- 2. Валеология беременности и подготовки к родам
- 3. Патология влечений и их преодоление
- 4. Психологические проблемы взрослого и пожилого возраста
- Б. Крэйхи. 1. Понятие агрессии и ее измерение38
- Виды типологии агрессивного поведения
- Методы изучения агрессии
- Б. Крэйхи. 2. Теории агрессивного поведения
- Теоретические объяснения агрессии
- Б. Крэйхи. 3. Индивидуальные различия в агрессии
- Гендерные различия в агрессии в детском и подростковом возрасте
- Поздняков в.А. Психология жизненного кризиса41
- Тенюшев б.И. Теории птср42
- 1. Психодинамическая модель птср
- 2. Когнитивные модели птср
- 3. Информационная модель птср
- 4. Психосоциальные модели птср
- 5. Двухфакторная теория птср
- 6. Теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей
- 7. Мультифакторная концепция птср
- А.И. Красило. Глава 1. Сущность травматического взаимодействия43
- А.И. Красило. Глава 4. Процесс психологического консультирования85
- 3. Социогенная травма
- Опорные моменты консультирования пострадавшего от социогенной травмы
- 4. Сексуальная травма