6. Завершающая фаза
В этой фазе один из ведущих должен попытаться обобщить реакции участников. Это лучше предпринять тем членам команды, кто записывает и осуществляет диагностику общих реакций участников, а затем пытается нормализовать состояние группы.
Возможен путь, когда обсуждаются личные события из жизни участвующих и используются материалы других инцидентов или даже результаты исследований. Этот акцент на анализе реакций демонстрирует собравшимся, что их реакция вполне нормальна, что это «нормальная реакция на ненормальные события». Но индивидуальность каждого также должна быть акцентирована. У участников не должно сложиться впечатление, что они обязаны выражать реакции, но они должны знать, что они всегда смогут сделать это, если захотят. Полезно использовать имеющиеся записи с зафиксированным материалом, которые помогают точнее определить реакции и восстановить том что происходило. Разумеется, этого не следует делать во время дебрифинга и в конце, чтобы не разрушать процесса. Хорошо иметь большой плакат с перечнем возможныхсимптомов и их детальным описанием; этот плакат может быть помещен где-нибудь в комнате, чтобы люди могли добавлять свои симптомы к перечню.
Полезно организовать работу так, чтобы участники могли бы еще раз встретиться через неделю после дебрифинга. Знание о предстоящей встрече позволяет участникам задуматься над формированием собственной стратегии преодоления своих переживаний. Важно отметить такие реакции, как насильственно внедряющиеся образы и мысли, возрастание тревоги, чувства уязвимости, проблемы со сном и с концентрацией внимания. Наряду с ожиданиями, они должны быть обобщены. Необходимо отметить, что ничего страшного в этих реакциях нет, и при нормальном развитии событий со временем симптомы будут уменьшаться.
- Хрестоматия «Кризисные состояния личности» Оглавление Введение
- Реан а.А. Психические состояния личности1 Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний
- 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний
- 2. Общефункциональные состояния психической активности
- 3. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях
- 4. Кризисные состояния личности
- 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика
- 6. Реактивные состояния
- 7. Невротические состояния – неврозы
- 8. Психопатия
- 9. Умственная отсталость
- 10. Агрессивное состояние
- Серый а.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы6
- Осипова а.А.Психология кризиса7
- Ромек в.Г., Конторович в.А., Крукович е.И. Кризисные состояния и их последствия: критерии и стратегии помощи8
- Часть I – проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 1. Вводная фаза
- 2. Фаза фактов
- 3. Фаза мыслей
- 4. Фаза реагирования
- 5. Фаза симптомов
- 6. Завершающая фаза
- 7. Фаза реадаптации
- Реан а.А. Стресс и стрессоустойчивость личности18
- 1. Стресс как системная реакция человека
- 1.1. Стресс и адаптация
- Сравнительные характеристики адаптационного процесса в различных концепциях личности
- 2. Виды стрессовых состояний и их характеристика
- 3. Устойчивость к психическому стрессу
- 4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивосги
- Реан а.А. Адаптация и стрессоустойчивость педагога19
- 1. Стресс в педагогической деятельности
- 2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость
- 3. Психологическая модель стрессоустойчивости педагога
- Петрушин в.И., Петрушина н.В. Психология кризисных ситуаций и методы их преодоления20
- 1. Психология стресса
- 2. Валеология беременности и подготовки к родам
- 3. Патология влечений и их преодоление
- 4. Психологические проблемы взрослого и пожилого возраста
- Б. Крэйхи. 1. Понятие агрессии и ее измерение38
- Виды типологии агрессивного поведения
- Методы изучения агрессии
- Б. Крэйхи. 2. Теории агрессивного поведения
- Теоретические объяснения агрессии
- Б. Крэйхи. 3. Индивидуальные различия в агрессии
- Гендерные различия в агрессии в детском и подростковом возрасте
- Поздняков в.А. Психология жизненного кризиса41
- Тенюшев б.И. Теории птср42
- 1. Психодинамическая модель птср
- 2. Когнитивные модели птср
- 3. Информационная модель птср
- 4. Психосоциальные модели птср
- 5. Двухфакторная теория птср
- 6. Теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей
- 7. Мультифакторная концепция птср
- А.И. Красило. Глава 1. Сущность травматического взаимодействия43
- А.И. Красило. Глава 4. Процесс психологического консультирования85
- 3. Социогенная травма
- Опорные моменты консультирования пострадавшего от социогенной травмы
- 4. Сексуальная травма