Реан а.А. Адаптация и стрессоустойчивость педагога19
Характеристики личности.Различные точки зрения в понимании сущности личности нашли свое отражение в работах таких исследователей, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, В.С. Мерлин и др. Согласно их концепциям, личность характеризуется:
1) субъективностью, которая является высшим уровнем психического отражения (самосознания) и регуляции (саморегуляции), как способностью быть источником собственной активности, причиной поступков, способностью изменять себя и мир, относительной независимостью от внешних условий (Б.Г. Ананьев, 1980; Л.С. Выготский, 1960; С.Л. Рубинштейн, 1946);
2) направленностью, представляющей собой овладение личностью своими психическими процессами и своими личностными структурами (установками, интересами и др.); активностью личности и ее тенденциями (А.Н. Леонтьев, 1975; В.Н. Мясищев, 1969; С.Л. Рубинштейн, 1946);
3) социальностью, понимаемой как социальное свойство, социальное качество индивида, обусловливающее общественно значимое поведение и деятельность личности (В.М. Бехтерев, 1926; Л.С. Выготский, 1960; С.Л. Рубинштейн, 1946);
4) нравственностью как важнейшим модусом бытия человека в мире (Б.Г Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1960);
5) трансцедентальностью, выражающей творчество и способ бытия личности, постоянное развитие и стремление к достижению целей (К.А. Абульханова-Славская, 1980; В.С. Мерлин, 1986; С.Л. Рубинштейн, 1946);
6) неповторимостью и уникальностью, отражающих своеобразие внутреннего мира личности (Б.Г Ананьев, 1980; А.Н. Леонтьев, 1975; С.Л. Рубинштейн, 1946).
Структура личности.Соответственно представленным точкам зрения на личность человека может быть определена и ее структура. Как мы уже отмечали, в нашем рассмотрении феномена стрессоустойчивости мы исходим из представления о личности как о целостности врожденного и приобретенного (Э. Фромм), к которому из отечественных концепций более всего приближаются представление о личности Б.Г. Ананьева и интегральной индивидуальности В.С. Мерлина. Так, Б.Г. Ананьев отмечал:
[в структуру личности] могут войти свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности… но сами относящиеся к биофизиологическим характеристикам (Б.Г. Ананьев, 1980, с. 151).
- Хрестоматия «Кризисные состояния личности» Оглавление Введение
- Реан а.А. Психические состояния личности1 Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний
- 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний
- 2. Общефункциональные состояния психической активности
- 3. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях
- 4. Кризисные состояния личности
- 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика
- 6. Реактивные состояния
- 7. Невротические состояния – неврозы
- 8. Психопатия
- 9. Умственная отсталость
- 10. Агрессивное состояние
- Серый а.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы6
- Осипова а.А.Психология кризиса7
- Ромек в.Г., Конторович в.А., Крукович е.И. Кризисные состояния и их последствия: критерии и стратегии помощи8
- Часть I – проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 1. Вводная фаза
- 2. Фаза фактов
- 3. Фаза мыслей
- 4. Фаза реагирования
- 5. Фаза симптомов
- 6. Завершающая фаза
- 7. Фаза реадаптации
- Реан а.А. Стресс и стрессоустойчивость личности18
- 1. Стресс как системная реакция человека
- 1.1. Стресс и адаптация
- Сравнительные характеристики адаптационного процесса в различных концепциях личности
- 2. Виды стрессовых состояний и их характеристика
- 3. Устойчивость к психическому стрессу
- 4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивосги
- Реан а.А. Адаптация и стрессоустойчивость педагога19
- 1. Стресс в педагогической деятельности
- 2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость
- 3. Психологическая модель стрессоустойчивости педагога
- Петрушин в.И., Петрушина н.В. Психология кризисных ситуаций и методы их преодоления20
- 1. Психология стресса
- 2. Валеология беременности и подготовки к родам
- 3. Патология влечений и их преодоление
- 4. Психологические проблемы взрослого и пожилого возраста
- Б. Крэйхи. 1. Понятие агрессии и ее измерение38
- Виды типологии агрессивного поведения
- Методы изучения агрессии
- Б. Крэйхи. 2. Теории агрессивного поведения
- Теоретические объяснения агрессии
- Б. Крэйхи. 3. Индивидуальные различия в агрессии
- Гендерные различия в агрессии в детском и подростковом возрасте
- Поздняков в.А. Психология жизненного кризиса41
- Тенюшев б.И. Теории птср42
- 1. Психодинамическая модель птср
- 2. Когнитивные модели птср
- 3. Информационная модель птср
- 4. Психосоциальные модели птср
- 5. Двухфакторная теория птср
- 6. Теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей
- 7. Мультифакторная концепция птср
- А.И. Красило. Глава 1. Сущность травматического взаимодействия43
- А.И. Красило. Глава 4. Процесс психологического консультирования85
- 3. Социогенная травма
- Опорные моменты консультирования пострадавшего от социогенной травмы
- 4. Сексуальная травма