3. Патология влечений и их преодоление
Все есть добро и все есть зло – важна только мера.
Парацельс
На протяжении всей истории человечества людей привлекали измененные состояния сознания, в которых восприятие и понимание окружающей действительности становились иными и дополнялись новыми и неожиданными чувствами и мыслями. Для достижения этого использовали забродивший виноградный сок, содержащий алкоголь, дым некоторых природных растений, обладающих дурманящими сознание свойствами, вытяжки из некоторых грибов, ароматы пахучих трав.
Наркомания и ее виды
Narkeв переводе с древнегреческого означает ступор – неподвижное, беспамятное, оглушенное состояние сознания, в которое человек впадает после приема психоактивных веществ. Вещества, которые способны вызывать такое состояние – табак, алкоголь, кофе, их употребление легально во всем мире. К нелегальным наркотическим веществам, распространение и употребление которых уголовно наказуемо, относятся марихуана, гашиш, ЛСД, мескалин, кокаин и героин. Неоднократное применение этих веществ вызывает привыкание к ним и зависимость физиологического и психологического порядка, после возникновения которой отказ от приема наркотиков сопровождается сильными болезненными переживаниями.
Toxikonв переводе с греческого – яд, которым древние греки смазывали стрелы, охотясь на диких животных. Токсикоманией называют вдыхание паров различных химикатов: клея, бензина, ацетона, красок и других средств бытовой химии.
Наркомания и токсикомания – ненормальное влечение человека к тому, что объективно приносит ему вред. Такими веществами являются некоторые природные и искусственные химические вещества, после приема которых у человека происходит изменение сознания с яркими переживаниями, зрительными и слуховыми иллюзиями и галлюцинациями.
В культурах многих народов мира наркотические вещества нередко наделялись магическими свойствами, их использовали во всевозможных религиозных ритуалах и народных празднествах, с ними связано немало достижений творческой мысли. В произведениях многих писателей и поэтов, художников и музыкантов мы можем найти строки, образы и звуки, прославляющие пенистое вино, дымящиеся трубки, сладкий аромат гашиша или марихуаны. Во многих странах мира алкоголь и табак стали продуктами массового потребления, приносящими огромные доходы тем, кто их производит.
Но рано или поздно вслед за необычными переживаниями приходит неминуемая и горькая расплата в виде болезней сердца, печени, сосудов. Под действием наркотиков всех разновидностей нервные клетки гибнут, снижается уровень иммунной защиты организма, активизируются предраковые процессы. Все это заканчивается безвременной смертью. Забвение и уход от реальной жизни природа не прощает никому.
Употребление наркотиков приводит к распаду личности, который проявляется в нарушении нормальных связей с обществом, неадекватном поведении в быту, в наличии социально безразличной или антиобщественной системы ценностных ориентации.
Молодому человеку, вступающему в жизнь, кажется, что он бессмертен, и это прекрасно. Выкуренная сегодня сигарета никак не связывается с инфарктом в 50 лет и потерей потенции в 40. Но валеология – такая наука, долг которой не напугать человека, а помочь ему увидеть сегодня то, что может случиться с ним или его близкими завтра. Увидеть и сделать соответствующие выводы.
Человек, употребляющий психоактивные вещества, к которым относятся алкоголь, табак, наркотики и токсины, потерян для общественной жизни, его сущностное Я исчезает для него самого и окружающих его людей, для него закрывается будущее, а если таких людей очень много, то будущее закрывается и для всего того общества, в котором они живут.
Всякая наркомания – это преграда на пути личностного роста индивида и сдача жизненных позиций в борьбе за достойное место в жизни. Для общества, члены которого не считают необходимым для себя прекращение употребления психоактивных веществ, это есть остановка прогрессивного развития.
Опасность выключения из общественной жизни большого количества людей уже реальна для нашего общества. Все эпидемиологи, работающие в этой области, отмечают рост употребления наркотиков молодежью и все более широкое их распространение. Но с людьми, зараженными патологией влечений, невозможно строить демократическое общество, какие бы усилия ни прикладывали для этого политики и экономисты. Поэтому знание природы воздействия наркотических средств и последствий их употребления для человека необходимо сегодня каждому человеку.
Различают три стадии наркотизации. Наркомания первой стадии возникает при сформировавшейся психической зависимости после приема нескольких доз наркотических веществ. На этой стадии еще нет физической зависимости, и прекращение приема наркотиков не вызывает мучительных ощущений, называемых абстиненцией. Наркотики принимаются для получения приятных ощущений.
На второй стадии возникает физическая зависимость, и прием наркотиков не связан с получением приятных ощущений. Наркотики необходимы, чтобы избежать мучений, связанных с их отсутствием.
На третьей стадии в организме происходят необратимые изменения, происходит физическая и психическая деградация личности, ведущая к летальному исходу.
В России традиционно наиболее распространенными и доступными наркотическими веществами являлись алкоголь и табак. В последнее десятилетие в связи с постоянным давлением общественных неурядиц на психику большой массы населения их потребление в нашей стране особенно возросло. Данные социологических исследований, проведенных в Москве среди учащихся общеобразовательных школ в 90-е гг., свидетельствуют о следующем:
среднегодовой рост потребления алкоголя составил 10%;
умеренное потребление алкоголя и злоупотребление им за этот период возросли на 67%;
по сравнению с непьющими подростки, злоупотребляющие алкоголем, в 2 раза чаще употребляют наркотики;
по сравнению с непьющими подростки, злоупотребляющие алкоголем, в 4 раза чаще регулярно курят.
До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в неформальной группе сверстников, собирающихся в условленных местах.
В последнее время к токсикомании стали относить злоупотребление лекарствами, содержащими кофеин (сиднокарб, сиднофен, ацефон), анальгин (фенацитин, амидопирин), снотворные (фенобарбитал, барбамил, бромивазол), транквилизаторы (нозепам, триоксазин, хлозепид), антипаркинсоничсскис препараты (циклодол, норакин).
Физиологическую природу действия алкоголя можно видеть на примере следующих опытов.
В 70-е гг. XXв. в одном из научно-исследовательских институтов отечественными физиологами был проведен эксперимент по выявлению механизмов влияния алкоголя на мозг животных. Группа крыс находилась в клетке, в которой стояли поилки с чистой водой, с водой, разбавленной глюкозой, и с алкоголем. Животные могли пить из тех чашек, из которых сами хотели. Одни из них пили из поилок с водой, другие – с глюкозой, третьи – с алкоголем. После этого для эксперимента отобрали группу крыс, которые пили только воду, и подвергли их болезненному удару электрического тока, после которого крысы оказались в шоковом состоянии. Затем этих травмированных крыс разделили на две группы и одну снова поместили в клетку, в которой находились вода, глюкоза и алкоголь. Когда крысы пришли в себя и смогли двигаться, они стали пить из тех поилок, в которых находился алкоголь. Затем ученые сравнили состояние тех крыс, которые принимали алкоголь, и тех, которые его не принимали. Оказалось, что те крысы, которые принимали алкоголь, быстрее восстановили исходный уровень реакций и работоспособность по сравнению с теми крысами, которые не имели доступа к алкоголю.
Этот эксперимент говорит сам за себя, и многие люди по себе знают, что принятие алкоголя после напряженной работы или перенесенной неприятности способно улучшить физиологическое и психологическое состояние человека. Причина этого благоприятного воздействия заключается в том, что химическая формула алкоголя, как и некоторых других психоактивных веществ, по своему составу близка к тем из них, которые наш организм способен продуцировать сам при помощи своих эндокринных желез. Эти вещества получили название эндорфинов, их производными являются такие вещества, как допамин, серотонин, эктоморфин, амфетамин, адреналин, норадреналин и некоторые другие. Когда эти вещества в коре головного мозга иссякают, человек обращается к искусственным стимуляторам, которые сначала подстегивают организм, а затем губят его.
Причины, ведущие к употреблению наркотических веществ, включают в себя социально-демографические, культурологические и личностные факторы.
Одной из существенных причин обращения к наркотикам является социальное и имущественное расслоение общества, когда у одних людей скапливается избыток богатства, а у других ощущается явная его нехватка. Сравнение своих неудач с удачами других повергает многих людей в состояние острого психологического диссонанса, что на обычном языке называется завистью.
Согласно теории американского социолога Р. Мертона причина преступного поведения лежит в несоответствии официально декларируемых социальных ценностей и устремлений с имеющимися у отдельного человека возможностями и средствами для их удовлетворения. Когда нет возможности достичь успеха легальными способами, за счет таланта и упорного труда, человек прибегает к нелегальным способам. В этом случае мы имеем дело с преступностью. В случае же обращения к наркотикам (Р. Мертон объясняет это как феномен «двойной неудачи») человек не может достичь успеха ни легальными способами, ни преступными, т.е. не способен в силу своего воспитания и особенностей характера идти к успеху через грабежи и убийства. Поэтому такой «двойной» неудачник вообще отворачивается от общества и начинает жить в психологической изоляции от него, употребляя наркотики.
Обращению к наркотикам на уровне социальной среды могут способствовать:
отсутствие или слабость социальных связей;
отсутствие социального признания в работе, учебе, спорте, искусстве;
включение в группу, в которой потребление наркотических веществ не только не осуждается, но и приветствуется, является одной из форм ритуала, сплачивающего группу;
принуждение к употреблению наркотиков со стороны других, например лидера группы;
отчуждение и изоляция от группы, исповедующей просоциальные ценности.
Исследователи отмечают наличие таких факторов в социальном окружении подростков, употребляющих наркотические вещества, как отчуждение от родителей, слабый родительский контроль и низкая дисциплина в семье в целом, несоблюдение родителями норм нравственной жизни.
Среди личностных факторов, влияющих на наркоманию, можно назвать следующие:
критическое отношение как к отдельным людям, так и к обществу в целом;
психологическое отчуждение от общественного мнения;
стремление к новым ощущениям и впечатлениям;
независимость и импульсивность поведения, нонконформизм;
низкая или чрезмерно высокая мотивация общественного признания;
раннее начало сексуальной жизни;
низкий уровень социальных достижений;
высокий уровень невротизма, приближающийся к патологии;
несформированность жизненных планов и целей;
акцентуации характера, при которой одни черты характера усилены, а другие ослаблены, что делает человека уязвимым к воздействию психогенных влияний.
Акцентуация характера в наркомании
Известный отечественный психиатр и нарколог А.Е. Личко, опираясь на исследования немецкого психолога К. Леонгарда об акцентуации характера, выявил, что подростки, предрасположенные к наркомании, наиболее часто встречаются среди следующих типов.
Гипертимики. Подростки, относимые к этому типу, отличаются большой подвижностью, общительностью и самостоятельностью. У них всегда хорошее настроение, аппетит и сон. В общении с другими людьми они не испытывают робости и застенчивости и стремятся к неформальному лидерству. Страсть к приключениям и риску, постоянная жажда новых впечатлений делают их неразборчивыми в выборе знакомств, и поэтому они могут попасть в сомнительные компании, нормы поведения которых быстро перенимают. К употреблению наркотических веществ их толкает желание избежать скуки, однообразия обстановки, изоляция от друзей.
Неустойчивые. Людей такого типа отличает тяга к удовольствиям, праздности и безделью. Для них невыносимы общественные обязанности, связанные с выполнением семейных обязанностей и профессиональным долгом. Тяга к азартным играм, сексу, употреблению алкоголя и других психоактивных веществ заменяет им занятие любимым делом, искусством, общение с природой, общественно полезную деятельность.
Эпилептоиды. Основная черта людей этого типа – периодическое возникновение злобно-тоскливого настроения, желание сорвать на ком-нибудь свою злость. Эпилептоиды ведут себя с окружающими очень властно, эгоистично и впадают в ярость и агрессию, когда кто-либо пытается им перечить. В то же время по отношению к вышестоящим лицам они часто проявляют льстивость и угодничество в целях достижения привилегий или формальной власти. Как отмечают многие исследователи, злобность и эгоистичность эпилептоидов наряду с их низкими умственными и морально-нравственными качествами часто толкают их к алкогольным эксцессам и употреблению наркотиков. Эпилептоиды склонны пить до полного отключения, до наступления которого процесс употребления зелья часто сопровождается проявлениями злобы, руганью и драками.
Истероиды. Людей этого типа отличает постоянное желание быть в центре внимания, добиваться восхищения любыми способами. Если они не обладают соответствующими способностями, то прибегают к безудержному фантазированию, лживости, дешевому позерству. В общении истерики претендуют на роль лидера, но быстро теряют весь свой пыл и задор при встрече с настоящими трудностями. Однако когда уровень их притязаний превосходит их возможности и они становятся объектом насмешки со стороны окружающих, истероиды начинаются злиться. То же самое происходит, если в их присутствии кто-то начинает хвалить другого человека за его достоинства и успехи.
Употребление истероидами алкоголя связано с их желанием выделиться своим «умением пить», а также стремлением забыться и отключиться от жизни в случае травмирующих психику неудач. А случаются они с ними часто из-за неадекватного и завышенного уровня притязаний.
Особенности воспитания
На появление акцентуации характера по тому или иному типу большое влияние оказывает неправильное воспитание ребенка в семье, которое может быть как попустительски-индифферентным, так ижестко-авторитарным. При первом типе воспитания ребенку прощаются все его проказы, шалости и проступки, заслуживающие наказания. Безразличие к делам и занятиям ребенка приводит к тому, что он оказывается в компаниях с асоциальной направленностью. На другом полюсе этого типа отношения к ребенку находится воспитание по типу «кумир семьи». В этом случае ребенком без конца восхищаются и любуются, его постоянно хвалят и задаривают дорогими подарками, хотя материальные возможности семьи могут быть очень скромными. Такое отношение формирует в ребенке эгоцентризм, завышенный уровень притязаний и уверенность в том, что все блага жизни он может получить без особого труда. При первых же кризисах и жизненных неудачах, например при неразделенной любви или провале на вступительных экзаменах в вуз, для получения положительных эмоций юноша или девушка могут обратиться к наркотическим веществам. Такое поведение характерно для лиц неустойчивого, эпилептоидного и гипертимного типа.
При втором типе воспитания родители постоянно подавляют психику ребенка суровыми и неоправданными требованиями, за нарушение которых часто следует жестокое наказание. Система всевозможных запретов, мелочной опеки и постоянных наказаний вынуждают ребенка бежать за пределы семьи, в компанию таких же, как и он, жертв семейного воспитания, где его никто не будет осуждать и наказывать. Авторитарное воспитание формирует акцентуацию эпилептоидного типа.
Для авторитарного подхода к ребенку типичным является воспитание по типу «Золушки», Здесь мы видим, что родители предъявляют ребенку много требований, однако не компенсируют их необходимыми растущему человеку ласковой заботой и теплом. Ребенок ощущает, что он не нужен своим родителям, что он им в тягость, и тяжело переживает это. Сначала для компенсации положительных эмоций такие дети много мечтают, а затем на каком-то этапе взросления обращаются к наркотикам, которые дают более сильное иллюзорное удовлетворение.
Таким образом, основной причиной, толкающей подростка к наркотикам, являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место отводится отсутствию теплых эмоциональных отношений с матерью. Для людей более старшего возраста такими причинами являются неизжитые психические травмы детства, наложенные на актуальную кризисную ситуацию в настоящем.
Для многих людей, попавших в сети наркотической зависимости, характерно переживание аффекта неадекватности, который связан с завышенным уровнем притязаний. Такой уровень возникает чаще всего в результате постоянных захваливаний и поощрений в семье, хотя ребенок не приложил к достижению поощрения больших усилий. В школе, вузе или на работе при встрече с реальными трудностями и естественными неудачами, при недостатке опыта и знаний человек может столкнуться с ситуациями, больно бьющими по его самолюбию и самооценке. Психологическое состояние человека в этом случае характеризуется острой неудовлетворенностью и эмоциональной нестабильностью.
Из ситуации поражения может быть несколько выходов. Первый – занятие тем видом деятельности, при которой человека может ожидать успех. Второй – снижение уровня притязаний и удовлетворение тем, что имеешь. Третий – замена подлинных целей ложными, когда потребность «быть» заменяется потребностью «казаться». Четвертый выход связан с игнорированием неуспеха, неприятием его, несогласием с той оценкой, которую дают человеку окружающие. В этом случае возникают острое чувство обиды на несправедливость и агрессия по отношению к тем, кто выставляет оценки и тем самым определяет значимость той или иной личности.
Аффект неадекватности выполняет важную функцию психологической защити от травмирующих психику влияний. Как отмечает в одном из своих исследовании М.С. Неймарк, в этом случае «переживание обиды и несправедливости позволяет человеку “чувствовать себя хорошо”, остаться в своих глазах “на должной высоте”, более того, чувствовать себя незаслуженно пострадавшим, что еще более возвышает его в собственных глазах и исключает какое бы то ни было недовольство собой. Потребность в высокой самооценке и самоутверждении таким образом удовлетворяется и нет никакой необходимости снижать ни ее, ни притязания»30. Обращение к наркотикам помогает подростку оставаться в плену иллюзий и не чувствовать своего поражения.
Исследования Неймарка показали также, что аффект неадекватности возникает только в том случае, если направленность личности характеризуется потребностью в собственном самоутверждении. «В то же время интерес ученика к содержанию дела, которое он выполняет, или к самому процессу деятельности далеко не безразличен для возникновения эффективности. При наличии очень сильного интереса к делу аффект неадекватности, при всех прочих равных условиях, не возникает»31.
При переходе от детских игр к школьному обучению дети, которые растут в проблемных семьях, начинают сталкиваться с еще большими трудностями. Как правило, эти дети оказываются плохо подготовленными к школе в силу своей педагогической запущенности. Это проявляется в том, что психические познавательные процессы, такие, как восприятие, мышление, речь, память, у них недостаточно развиты. Из-за этого им трудно сосредоточиться на объяснениях учителя и выдерживать учебные нагрузки. Поэтому вместо адаптации к школе в начальных классах у них начинается дезадаптация, связанная с неуспеваемостью и получением плохих отметок. С каждым годом они начинают все больше отставать от своих более благополучных сверстников, что усугубляет их и без того тяжелое положение.
Согласно документам Всемирной организации здравоохранения, Комитета ООН по наркотикам наиболее перспективным направлением борьбы с наркоманией и наркобизнесом является сокращение спроса па психоактивные вещества у населения в целом, особенно у подрастающего поколения. Превентивное образование молодежи стало одним из основных направлений в современной наркологии.
Решение проблемы патологии влечений
Это решение лежит в трех плоскостях – социальной, медицинской ипсихолого-педагогической.
Проблемы, связанные с социальным аспектом наркомании, решаются путем общего оздоровления той социальной среды, в которой ребенок растет. Сюда входит максимальное удовлетворение базовых физиологических потребностей личности – жилье, питание, безопасность.
Проблемы; связанные с медицинским аспектом наркомании, решаются путем оказания помощи лицам, зависимым от наркотических веществ, через сеть наркологических и психиатрических стационаров. Последние научные исследования открывают интересную зависимость патологии влечений от характера питания. В книге американских ученых Е. Хераскина и У. Рингсдорфа «Еще одна болезнь века?» приводится на этот счет ряд интересных фактов, которые подтверждают это положение.
Согласно одной из гипотез, выдвинутых американским диетологом Р. Вильямсом, бесконтрольное пьянство возникает как следствие нарушения обмена веществ, которое можно лечить специальной диетой. Неправильное питание ведет к алкоголизму, что он и доказал на опытах с крысами. У подопытных животных тяга к алкоголю была искоренена путем добавления в пищу необходимых организму питательных веществ.
Исследования Р. Вильямса были повторены в Калифорнийском университете Л. Линда группой исследователей под руководством доктора У. Риджестера. В описываемом эксперименте крыс кормили пищей с высоким содержанием рафинированных углеводов и низким содержанием витаминов, минеральных солей и белков. Крыс не подвергали психологическому стрессу, их не воспитывали «плохие родители», но они жадно набрасывались на выпивку, когда их лишали здоровой пищи.
В другом эксперименте 30 подопытных животных разделили на три группы и в течение 16 недель одну группу кормили пищей с высоким содержанием углеводов, другую – теми же продуктами, но с добавлением витаминов и минеральных солей, а третья группа крыс «соблюдала» сбалансированную здоровую диету человека. Результаты показали, что крысы, получавшие много углеводов, в среднем выпивали 50 мл разведенного спирта, когда им предлагали на выбор воду или 10%-ный раствор этилового спирта. Это является эквивалентом 1 л 100%-ного виски в день для взрослого человека. Те крысы, которым давали еще витамины и минеральные вещества, пили алкоголя в три раза меньше, а те животные, которые получали сбалансированное питание человека, предпочитали пить только воду.
Как отмечают исследователи, типичная диета многих американских подростков, рассматриваемая диетологами как пограничная в смысле физиологической нормы, состоит из глазированных пончиков, сладких булочек, сосисок, спагетти, мясных тефтелей, яблочного пирога, шоколадного торта, белого хлеба, зеленых бобов, салата с майонезом, конфет и пирожных. Эта диета, знакомая большинству американских родителей, имеет дефицит натуральных белков, витамина А, рибофлавина, никотиновой кислоты, железа и кальция. В ней также отсутствуют микроэлементы и другие необходимые живому организму вещества. Здоровая же диета, как об этом уже говорилось в разделе о рациональном питании, состоит из фруктов, овощей, орехов, бобовых, продуктов из муки грубого помола, растительного масла и молочных продуктов. Крысы, которых кормили такими продуктами, обращались к разведенному спирту гораздо реже по сравнению с теми, которые находились на пограничной диете американских подростков. Когда крысам, которые находились на такой диете, давали еще и кофе, они сильнее тянулись к алкоголю.
Результаты этих исследований говорят о том, что подопытных крыс можно было избавить от пьянства или же, наоборот, приучить к нему, только изменяя их питание. Причиной тяги к алкоголю является функциональная гипогликемия. Она возникает на основе патологического метаболизма сахара и частично – от слишком большого количества инсулина, который выделяется поджелудочной железой в ответ на быстрый подъем уровня сахара в крови. Кофе, шоколад и безалкогольные напитки типа кока-колы, наряду с никотином, также вносят свой вклад в развитие функциональной гипогликемии. Бывшие алкоголики отмечают, что в периоды психологического стресса, когда лабораторные исследования показывают у них низкий уровень содержания сахара в крови, возникает острая потребность в алкоголе, кофеине, никотине и сладостях. Во многих случаях улучшение состояния здоровья алкоголика наступает после нормализации гипогликемического состояния.
Исследования показали, что наряду со сбалансированной диетой большими возможностями в лечении патологии влечений обладает мегавитаминная терапия, в которой важное место отводится никотиновой кислоте – витамину В3.
Американский врач Р.Ф. Смит из Мичигана лечил своих пациентов, безнадежных пьяниц, большими дозами никотиновой кислоты – до 20 г ежедневно в зависимости от силы влечения, в среднем по 6 г в день, разделенных на четыре приема. Сравнение результатов с другими методами лечения показало, что никотиновая терапия является более эффективной, учитывая тот факт, что многие лекарства, используемые при лечении алкоголизма, являются токсичными и могут приводить к нежелательным последствиям. Среди его достижений – студент колледжа, который принимал в день 12 г никотиновой кислоты и смог впервые за пять лет закончить семестр без перерыва. Другой пациент – 40‑летний художник смог сохранять трезвость в течение семи месяцев подряд, впервые с самого детства.
Лечение никотиновой кислотой пяти тысяч алкоголиков на всех стадиях болезни, включая несколько сот подростков с острыми токсичными поражениями мозга, улучшило их сон, уменьшило тревожность, стабилизировало настроение, улучшило контакты с окружающими, они смогли лучше справляться с работой. У этих пациентов уменьшились симптомы абстиненции, меньше стало «сухих опьянений» (дрожь и пот при состоянии трезвости), снизилась вероятность сердечных приступов, разрыва сердца и инсультов, уменьшился уровень холестерина в крови и понизилось кровяное давление.
Доктор Д.Р. Хокинс из Центра психического здоровья, что в американском городе Северный Насау, лечил своих пациентов-алкоголиков приемом ежедневно по четыре раза в день набора витаминов, состоящих из 1 г витамина В3, 1 г аскорбиновой кислоты, 200 Международных Единиц витамина Е, а также 50 мг пиродоксина один раз в день. Все пациенты придерживались гипогликемической диеты для повышения уровня сахара в крови.
Доктор Хокинс получил почти 70% случаев успешного выздоровления своих пациентов, которые до этого в течение многих лет лечились в различных клиниках от алкоголизма и шизофрении. Различные виды психотерапии и психоанализа в течение тех же 20 лет оказались неэффективными.
Дефицит витаминов и минеральных солей в организме при употреблении алкоголя связан с тем, что алкоголь содержит в себе «пустые калории». Дефицит нужных минералов и витаминов устраняется при помощи оптимальной диеты и терапевтических доз витаминных добавок. Кроме этого, зависимые от алкоголя люди должны исключить из своего рациона такие продукты и лекарства, которые содержат в себе кофеин, кофе, крепкий чай, шоколад, кока- и пепси-колу. Кофеин и никотин существенно затрудняют воздержание от алкоголя. Они не только усиливают гипогликемию, но и вызывают дальнейшее усиление зависимости от алкоголя. Вдобавок к этому никотин препятствует усвоению организмом витамина С и разрушает в нем витамин В. Дефицит этих витаминов особенно пагубно сказывается на здоровье и затрудняет избавление от алкогольной зависимости.
Профилактика наркозависимости
В течение долгого времени профилактика употребления психоактивных веществ велась в основном путем показа его отрицательного последствия на здоровье. Врачи, учителя, журналисты как в нашей стране, так и за рубежом указывали на трагические последствия употребления алкоголя, табака и наркотиков. Однако большинство из этих государственных программ, основанных на запугивании и страхе, не обладало большой эффективностью. Знание о риске для здоровья само по себе не ведет к изменению асоциального поведения, каковым можно признать употребление психоактивных веществ. Исследования, проведенные наркологами в разных странах в последние годы, показывают, что наибольшее значение в работе, связанной с профилактикой наркомании, имеют следующие факторы:
глубокое осознание риска заболевания;
осознание серьезности последствий для своей судьбы и судьбы близких людей;
осознание пользы конкретных действий по искоренению пагубных привычек;
осознание того, что отказ от вредных привычек в перспективе приносит большую пользу, чем удовлетворение сиюминутных желаний;
приобретение веры в себя как способности решать трудные жизненные ситуации.
Современный психолого-педагогический подход к людям, страдающим от наркотической зависимости, связан с включением их в сообщества и психотерапевтические группы, в которых они могут получить необходимую психологическую поддержку и приобрести навыки, помогающие противодействовать возникновению ситуаций, которые провоцирует потребление психоактивных веществ.
Наибольшую известность получило Общество анонимных алкоголиков, которое было организовано в Америке в 40-е гг. двумя бизнесменами, долгое время страдавшими алкоголизмом. Первым и самым важным шагом на пути к выздоровлению в программе этого общества ставится необходимость признания человеком, зависящим от алкоголя, самой этой зависимости как серьезной личной проблемы. Регулярные встречи людей, решивших бросить пить, с группой единомышленников, рассказы о том, как они борются со своим недугом и что преодолевают, оказание друг другу психологической помощи и моральной поддержки – основные приемы и методы работы этого общества.
Одним из главных приемов работы в группах психологического тренинга по профилактике алкоголизма и наркомании является обучение способности говорить «спасибо, нет» в ответ на соблазнительное предложение и групповое давление. Для этого разыгрываются небольшие сценки примерно следующего содержания.
Молодой человек собирается на свидание и гладит рубашку. В этот момент к нему заходит старый приятель с бутылкой в руке и предлагает ее распить. При отказе начинает его уговаривать и соблазнять:
– Не будь девчонкой, ничего с тобой не будет, если мы выпьем.
– Будь другом, у меня такое плохое настроение, поддержи меня.
– Давай махнем по маленькой
На каждое из этих предложений должен даваться твердый ответ «спасибо, нет».
После того как все члены группы пройдут через подобное тренировочное испытание, идет обсуждение, в котором каждый говорит, какой аргумент именно для него оказался наиболее провокационным. Знание своих слабых сторон помогает в реальной жизни сопротивляться ситуационным обстоятельствам.
Современные программы профилактики ранней наркотизации среди подростков и старших школьников включают в себя:
работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье;
обеспечение ребенку психологически комфортного положения в школьном коллективе;
методическую помощь в преодолении трудностей в учебе;
нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха;
нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью медитации, общения с природой и искусством;
обучение навыкам здорового образа жизни – рациональное питание, режим труда и отдыха, дозированные физические нагрузки, правильное дыхание, расслабление и сосредоточение;
тренировку волевых качеств и выработку способности противостоять жизненным трудностям без обращения к психическим допингам;
разъяснение вреда для здоровья употребления психически активных веществ;
разработку стратегии общего плана жизни и путей достижений перспективных целей, чему может помешать употребление психически активных веществ;
формирование внутреннего локуса контроля и воспитание у молодого человека ответственности перед самим собой за свою собственную судьбу;
формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;
формирование «Я-концепции» с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные трудности жизни через труд и волевое усилие над самим собой.
Краткие итоги
Обращение к наркотическим веществам, обладающим способностью изменять сознание человека, представляет собой реальную опасность для личностного роста индивида и лишает его достойной жизни. Поиск приятных и необычных ощущений, иллюзорное удовлетворение желания социального успеха являются наиболее частым мотивом для употребления психически активных веществ и наркотиков. Во многих обществах такие переживания у людей вызываются с помощью эстетического воспитания, которое настраивает человека таким образом, что он испытывает удовольствие от общения с людьми, природой, от восприятия произведений искусства. Нахождение альтернативных способов получения положительных эмоций, наполнение досуга общественно ценными и увлекательными видами деятельности, формирование здорового образа жизни – наилучший способ профилактики наркомании.
Вопросы для контроля
1. Какие вещества относятся к психически активным?
2. Какие социальные и психологические причины склоняют людей к употреблению психически активных веществ?
3. Люди с каким типом характера наиболее часто входят в группу риска патологии влечений?
4. Какой вред может быть нанесен здоровью отдельного человека и обществу в целом употреблением наркотиков?
5. Каким образом правильное питание и здоровый образ жизни могут устранить потребность в наркотических веществах?
6. Каким может быть содержание профилактической работы среди молодежи по предупреждению наркотической зависимости?
Темы рефератов
1. Психически активные вещества в жизни людей – их позитивные и негативные стороны.
2. Социальные аспекты наркомании.
3. Профилактика наркотизации среди молодежи.
Литература
Александров Л.Л. Профилактика курения среди детей и подростков: Методическое пособие для педагогов и родителей. М., 1993.
Актуальные проблемы девиантного поведения. М., 1995.
Аменицкий В.Е. Эти коварные малые дозы. Калининград, 1985.
Барцалкина В.В. Повышение эффективности антинаркотического воспитания подростков. М., 1988.
Братусь Б.С. Аномалия личности. М., 1988.
Годфруа Ж. Что такое психология? Гл. 4. Внутренний мир и состояния сознания. М., 1996.
Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычекvшкольников. М., 1984.
Кошкина Е.А. Эпидемиологические аспекты наркологии // Вопросы наркологии. №4. 1993.Левин Б.М. Наркомания и наркоманы. М., 1991.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989.
Трубищина Л.В. Программа первичной профилактики табакокурения, алкоголизма и других видов асоциального поведения подростков. М., 1993.
Цетлин Б.Г., Кошкина Е.А.. Шведова М.В. Наркологическая ситуация среди подростков и пути выхода из нее. М., 1992.
- Хрестоматия «Кризисные состояния личности» Оглавление Введение
- Реан а.А. Психические состояния личности1 Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний
- 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний
- 2. Общефункциональные состояния психической активности
- 3. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях
- 4. Кризисные состояния личности
- 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика
- 6. Реактивные состояния
- 7. Невротические состояния – неврозы
- 8. Психопатия
- 9. Умственная отсталость
- 10. Агрессивное состояние
- Серый а.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы6
- Осипова а.А.Психология кризиса7
- Ромек в.Г., Конторович в.А., Крукович е.И. Кризисные состояния и их последствия: критерии и стратегии помощи8
- Часть I – проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 1. Вводная фаза
- 2. Фаза фактов
- 3. Фаза мыслей
- 4. Фаза реагирования
- 5. Фаза симптомов
- 6. Завершающая фаза
- 7. Фаза реадаптации
- Реан а.А. Стресс и стрессоустойчивость личности18
- 1. Стресс как системная реакция человека
- 1.1. Стресс и адаптация
- Сравнительные характеристики адаптационного процесса в различных концепциях личности
- 2. Виды стрессовых состояний и их характеристика
- 3. Устойчивость к психическому стрессу
- 4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивосги
- Реан а.А. Адаптация и стрессоустойчивость педагога19
- 1. Стресс в педагогической деятельности
- 2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость
- 3. Психологическая модель стрессоустойчивости педагога
- Петрушин в.И., Петрушина н.В. Психология кризисных ситуаций и методы их преодоления20
- 1. Психология стресса
- 2. Валеология беременности и подготовки к родам
- 3. Патология влечений и их преодоление
- 4. Психологические проблемы взрослого и пожилого возраста
- Б. Крэйхи. 1. Понятие агрессии и ее измерение38
- Виды типологии агрессивного поведения
- Методы изучения агрессии
- Б. Крэйхи. 2. Теории агрессивного поведения
- Теоретические объяснения агрессии
- Б. Крэйхи. 3. Индивидуальные различия в агрессии
- Гендерные различия в агрессии в детском и подростковом возрасте
- Поздняков в.А. Психология жизненного кризиса41
- Тенюшев б.И. Теории птср42
- 1. Психодинамическая модель птср
- 2. Когнитивные модели птср
- 3. Информационная модель птср
- 4. Психосоциальные модели птср
- 5. Двухфакторная теория птср
- 6. Теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей
- 7. Мультифакторная концепция птср
- А.И. Красило. Глава 1. Сущность травматического взаимодействия43
- А.И. Красило. Глава 4. Процесс психологического консультирования85
- 3. Социогенная травма
- Опорные моменты консультирования пострадавшего от социогенной травмы
- 4. Сексуальная травма