4. Психологические проблемы взрослого и пожилого возраста
У каждого человека бывает три молодости – молодость тела, молодость сердца и молодость ума. К несчастью, они никогда не совпадают.
Фенеон
Великий врач древности Авиценна делил жизнь на четыре периода. Юность человека, согласно его представлениям, заканчивалась в 30 лет, молодость – в 40, зрелость длилась от 40 до 60 лет, старость начиналась после 60 лет. В настоящее время врачи рассматривают возраст от 45 до 59 лет как средний, от 60 до 74 лет – как пожилой, от 75 до 90 лет – как старческий. Правильное отношение к изменениям, которые неминуемо приходят с возрастом, – одно из условий сохранения устойчивой психики. Это важно знать зрелому человеку, но не менее важно знать и молодому, вступающему в жизнь, в окружение взрослых людей. Это знание необходимо молодым людям и для лучшего понимания своих родителей, а также и переживаний близких людей, находящихся на кризисных отрезках своего жизненного пути.
Возраст от 30 до 60 лет принято считать возрастом социальной зрелости, периодом главных жизненных свершений. Люди именно этого возраста являются той побудительной силой, которая заставляет общественную жизнь двигаться вперед. В этом возрасте человек становится зрелым в социальном и психологическом плане, начинает по-настоящему осознавать себя и наслаждаться каждым днем жизни. За ним стоят его социальный статус, жизненный опыт, семья, осознание своей значимости для других людей, но, наверное, самое главное – реалистическое соизмерение своих запросов и потребностей со своими возможностями и их гармоническое согласие.
В этом возрасте жизнь предоставляет человеку возможность в очередной раз расширить свой жизненный опыт и горизонт через своих детей. Сначала дети напоминают о собственном детстве, благодаря чему образуется связь времен, потом вступление их в брак и появление новых родственников и знакомых; это возраст вхождения в новые социальные роли – тещи и свекрови, бабушки и дедушки.
Общение со зрелым в социальном плане человеком – истинное наслаждение, потому что в нем гармонично сочетаются сила, ум и красота.
Отличительными чертами зрелого человека можно назвать следующие:
вера в свои силы, в свою семью, в своих друзей, в свою профессию, в то, что жизнь, несмотря ни на какие трудности, заслуживает интереса и деятельного к ней отношения;
надежда и оптимизм – убежденность в том, что его усилия не пропадут даром, что за сегодняшним, быть может, нелегким днем, придет другой, более светлый и радостный;
мужественность – стойкое отношение к возможным неудачам, тяжелым болезням, разводам, потерям близких;
любовь – зрелый человек испытывает любовь ко всему живущему, его любовь подобна солнцу, оживляющему все вокруг, несущему жизнь;
трудолюбие и творчество – желание выразить себя в каком-либо деле и делать это дело хорошо;
снисходительность – способность прощать близким недостатки их характера;
сотрудничество – желание и умение вступать в деловые контакты для достижения общественно полезных целей;
верность – умение держать данное обещание и быть надежным партнером в личных и деловых контактах;
уверенность – умение пользоваться накопленными знаниями и навыками в трудной ситуации;
уникальность – ясное ощущение и понимание того, что другого такого человека на земле нет.
Вступление в пору зрелости сопровождается принятием себя таким, какой ты есть. Человек начинает смиряться со своими недостатками и перестает себя казнить за то, что он не стал лауреатом государственной или какой-либо еще престижной премии или что его талия не соответствует общепризнанным стандартам.
Некоторые возможности безвозвратно уходят в прошлое, но зрелость подсказывает, что должно открыться что-то новое и это новое следует поискать. Неудачи перестают быть драмой и трагедией, как в юные годы, и даже в беспросветной темноте можно увидеть свет в конце тоннеля.
Способность собрать силы в кулак и найти точку главного удара отличает зрелость от юности, распыляющей свои силы по нескольким направлениям. Даже если попытка не удастся, для зрелого человека это не означает, что жизнь кончена. Жизненный опыт, мудрость и помощь друзей в большинстве случаев помогают пройти через поражение.
В браке зрелый человек перестает воспитывать и поправлять своего партнера и не старается приспособить его под себя. Принимая себя, он и своего партнера принимает со всеми его достоинствами и недостатками, хотя иногда в его голове может мелькнуть мысль вроде «какого черта я на тебе женился!» или «вышла за тебя замуж!».
Одна из важных примет жизни после 40 лет – интеграция и дифференциация супружеских отношений. Партнеры по браку в этом возрасте предпочитают иметь свой круг знакомых, нечто вроде «мужского клуба» и «женского клуба», чего не бывает у молодых семей, имеющих, как правило, общих друзей и знакомых. Интеграция же происходит на основе обмена мнениями и новыми впечатлениями, полученными в общении с представителями своего пола.
На границе 40 лет – кого-то чуть раньше, кого-то чуть позже – человека ожидает то, что психологи называют «кризисом середины жизни». Осознание в один прекрасный день, что большая часть жизни уже прожита, а ты, по существу, еще ничего не достиг, может вызвать острое недовольство собой, переходящее в иных случаях в затяжную депрессию.
Нормативный кризис 40 лет связан с подведением первых итогов жизни. Прекрасно, когда человек с удовлетворением оглядывается на прошедшие годы и отмечает свои достижения, чувствуя неразрывную связь с миром через свою профессию и работу, уверенность в своем «тыле», которую дает прочная семья. И ужасно ощущение и понимание того, что «я такой же, как все» и что «я тоже не дошел до вершины», что работа – лишь средство к существованию, а не радость и удовольствие, что партнер по браку не тот человек, о котором мечталось в молодости. В тяжелых случаях человек начинает метаться, менять профессию, семью, работу. Критическое количество перемен, связанных с этими метаниями и переживаниями, может привести к печальным последствиям. На этот период падает пик разводов, алкоголизма и суицидов.
В этот период жизни дети уже взрослые и покидают дом, а если и не покидают, то, как правило, живут в мире собственных интересов. В это же время появляются первые признаки надвигающегося физиологического увядания, которые страшат и мужчин, и женщин, вызывая гамму тревожащих чувств.
Общие возрастные изменения
Современные исследования в области возрастной психологии свидетельствуют о том, что в течение жизни человек испытывает несколько периодов подъема и спада жизнедеятельности. Причем у представителей разных профессий эти подъемы и спады не совпадают. Исследование З.Ф. Есаревой позволило выявить следующую динамику творческой активности представителей различных специальностей32.
Профессии | Первый оптимум (годы) | Первый спад (годы) | Второй оптимум (годы) | Второй спад (годы) | Третий оптимум (годы) | Третий спад (годы) |
Математики | 23–39 | 39–45 | 45–54 | 54–58 | 59–67 | с 67 |
Физики | 27–41 | 41–45 | 45–55 | 55–60 | 60–75 | с 70 |
Биологи | 31–40 | 40–47 | 47–55 | 55–60 | 60–75 | с 75 |
Психологи | 30–40 | 40–45 | 45–59 | 59–65 | 65–70 | с 70 |
Историки | 33–42 | 42–47 | 47–52 | 52–58 | 58–70 | с 70 |
Филологи | 33–42 | 42–46 | 46–55 | 55–60 | 60–70 | с 70 |
С 50 лет человек начинает терять чувствительность своих сенсорных органов. Ухудшаются зрение, слух, притупляются вкусовые ощущения и обоняние. Слабеет память, а вместе с ней и мыслительные операции. Исследования показывают, что если уровень развития логических способностей 20-лстних принять за 100%, то дальнейшая характеристика будет выглядеть так: 30 лет – 96%, 40 лет – 87%, 50 лет – 80%, 60 лет – 75%.
Можно наблюдать грустное и парадоксальное явление – человек достигает вершины социальной лестницы, но в это время его чувства и интеллект являют разительный контраст. И в ослеплении социального статуса срабатывает эффект ореола, о котором по отношению к общественному признанию когда-то написал свою замечательную сказку Г.Х. Андерсен, – окружающие не видят, что король-то голый!
Но ослабление психических процессов можно значительно замедлить, если человек не останавливается в своем развитии, а ставит перед собой все новые цели и задачи, которые активизируют его умственную деятельность и не дают мозгу закиснуть. Процесс обучения поддерживает мозг в хорошей работоспособной форме, подобно тому, как регулярные физические упражнения не дают телу одряхлеть. Те, кто имеют высшее образование и продолжают непрестанно учиться, сохраняют высокий уровень интеллекта на протяжении всей жизни.
Возрастные изменения у женщин
Хотя и говорят, что в сорок пять – баба ягодка опять, но статистика говорит, что почти у 50% женщин в возрасте от 45 до 50 лет начинается климактерический период, связанный с прекращением менструации и потерей способности к деторождению. Даже если у женщины есть дети, осознание этой потери психологически переживается тяжело.
Процесс перехода в «бездетное» существование сопровождается неприятными ощущениями во внутренних органах; могут возникнуть ощущение жара, мурашек по телу, зуда в области наружных половых органов. Это приносит такие негативные переживания, как озабоченность, страх, потерю уверенности в себе.
С наступлением менопаузы может измениться характер женщины. Изменения чаще всего проявляются в том, что заостряются свойства, которые проявлялись ранее в легкой форме. Так, женщина, которая была подчеркнуто аккуратной, становится мелочно-педантичной; недостаточно гибкая – жестко-упрямой, немного взбалмошная – невыносимо капризной. Начинает казаться, что окружающие не уделяют ей достаточно внимания и мало проявляют заботы, за что она и устраивает им хорошие взбучки.
Все это вызывает конфликты и напряженную обстановку в семье. Благоразумное терпение и понимание со стороны близких, особенно любящих детей и мужа, помогает преодолеть этот кризис.
С возрастом, после менопаузы, у многих женщин сокращается производство эстрогена. Это снижает способность организма усваивать кальций, и начинает развиваться остеопороз. Для замедления процесса вымывания кальция из костей врачи рекомендуют женщинам препарат кальцитонин вместе с витамином D, который помогает усвоению этого минерала.
Хотя вместе с прекращением менструаций после 50–55 лет способность к деторождению утрачивается, организм женщины продолжает вырабатывать половые гормоны и интерес к представителям сильного пола если и снижается, то незначительно, поэтому женщина может и должна оставаться привлекательной и здоровой. Этому способствуют разумные физические нагрузки, но больше всего – образ мыслей, направленный не только на заботу о своей семье, но и о себе самой. Нередко дети становятся для своих родителей «гидами» по стремительно меняющейся вокруг жизни. Во многих случаях они должны быть готовы взять на себя и роль психотерапевта, так как им часто приходится успокаивать своих родителей, развеивать их ложные страхи и чрезмерные опасения, имеющие разные причины.
Возрастные изменения у мужчин
Изменения в своем организме мужчина начинает замечать после первых фиаско на сексуальном фронте. Про знаменитого итальянского сердцееда Казанову говорили, что в первый раз он почувствовал себя не мужчиной, когда ему было всего 37 лет.
Исследования, проведенные в конце 80-х гг. американскими учеными в штате Массачусетс, показали, что 50% мужчин в возрасте от 40 до 70 лет испытывают ту или иную степень сексуальных расстройств.
Эти изменения связаны с перестройкой эндокринной системы, в результате которой организм начинает меньше вырабатывать мужских половых гормонов, к которым в первую очередь относится тестостерон, отвечающий за сексуальную потенцию. Вместе с тем после перенесенных инфекционных и других заболеваний эндокринные железы – яички, надпочечники и гипофиз – снижают свою функциональную деятельность и после 45–50 лет начинают продуцировать в избыточном количестве женские половые гормоны – пролактин и эстрадиол, которые снижают половое влечение мужчины к женщине и в некоторых случаях могут свести его на нет.
К этому можно добавить возникновение таких чисто мужских заболеваний, как аденома простаты и увеличение предстательной железы, от деятельности которой зависит сила эрекции. Все это приводит к сужению либидо, которое переживается весьма болезненно. Многие мужчины склонны рассматривать снижение либидо как начало старости. Это вызывает у них меланхолию и связанные с ней мрачные мысли.
Помимо мужских заболеваний, мужчин в этом возрасте могут поджидать и чисто женские болезни, опять-таки связанные с ослаблением эндокринной системы. Речь идет о таком чисто женском заболевании, как рак груди.
Мужской рак груди (гинекомастия) возникает вследствие нарушений в половой сфере, сокращения производства спермы, отчего в организме увеличивается уровень пролактина и эстрадиола. Они в свою очередь вызывают уплотнение грудных узлов и увеличение груди. Поэтому врачи рекомендуют мужчинам после 50 лет регулярно посещать эндокринолога.
Проблемы, связанные с работой сердечнососудистой системы, возникают из-за начинающегося в этом возрасте атеросклероза и отложения на стенках сосудов холестерина. Эти отложения затрудняют питание всех органов, но в первую очередь от него страдают головной мозг и сердце. Мужчины чаще женщин страдают атеросклерозом вследствие более напряженной и более рискованной работы, а также из-за курения и злоупотребления алкоголем.
Психологическая стагнация
В возрастной психологии, как уже говорилось выше, возраст человека может рассматриваться по нескольким параметрам. Возраст может иметь хронологическую, социальную, физиологическую, психологическую и субъективную составляющую. Границы этих возрастов могут не совпадать, что подмечено в известной русской пословице «Стар, да петух, молод, да протух».
Физическое здоровье во многом определяет поведение человека в зрелом возрасте, мешая или помогая ему в осуществлении жизненных планов. Хорошее самочувствие приходит к человеку в большинстве случаев вместе с движением, которое разгоняет кровь и укрепляет мышцы и сердце. Давно известно, что физические упражнения дают омолаживающий эффект. Но то же самое можно сказать и про психологический настрой на достижение определенных жизненных целей.
Психологический возраст человека определяется соотношением количества и значимости событий, которые человек планирует на будущее, с теми событиями, которые имели место в прошлом. Если соотношение больше единицы, то это говорит об уверенности человека в том, что у него еще многое впереди. Такой человек психологически молод вне зависимости от того, сколько ему на самом деле лет, т.е. от его хронологического возраста. Если соотношение меньше единицы, то такой человек больше смотрит в свое прошлое, и это является психологическим признаком старости.
Психологическая стагнация возникает, когда человек чувствует удовлетворение достигнутым положением и перестает ставить перед собой новые жизненные цели. На возникновение подобного состояния влияют не только достигнутые успехи, но и нередкие в этом возрасте проблемы со здоровьем. Но парадокс жизненной стойкости заключается в том, что движение к определенной цели, осуществляемое с реальным учетом сил, само по себе тонизирует, омолаживает, оздоровляет организм и укрепляет его иммунную систему.
Помимо социального успеха и неполадок со здоровьем, на возникновение психологической стагнации могут влиять следующие факторы:
снижение либидо, что делает мужчину и женщину менее уверенными в себе, если только они не перейдут на новые способы социального взаимодействия;
естественное привыкание к существующему и известному положению вещей – отсюда страх перед новым, инертность мышления;
потеря интереса к самосовершенствованию и обучению, что может быть связанно с возрастным сужением объема памяти и трудностями в усвоении новой информации;
одиночество, возникающее в результате смерти близких друзей, ухода детей из семьи и утраты тесного контакта с ними.
Преодоление стагнации достигается за счет смены профессиональной деятельности, ухода в смежные виды специализации, перехода на новое место работы, планирования новых занятий. Возникающие при этом новые цели и задачи выводят человека из состояния психологического застоя, наполняют его жизнь новым смыслом.
Выход на пенсию
Для многих людей пожилого возраста выход на пенсию представляется необыкновенным жизненным благом, когда можно будет сидеть дома и заниматься тем, чем хочешь. Человек предвкушает удовольствие от чтения книг, труда на приусадебном участке и многих других приятных вещах. Но часто вместо предполагаемого блага выход на пенсию оказывается связанным с болезненными переживаниями своей социальной ненужности, отчего портятся настроение и здоровье. Врачи и психотерапевты в этом случае говорят о так называемом пенсионном неврозе, причина которого заключается в плохой подготовленности к новому периоду жизни.
К выходу на пенсию надо основательно морально и психологически подготовиться, потому что избыток свободного времени, как и любой избыток чего-либо, есть нарушение гармонии и жизнедеятельности. Наблюдения над солдатами разных национальностей, воевавших во Второй мировой войне, показали, что если после напряженных боев воинское подразделение сразу увести в глубокий тыл для необходимого отдыха, то от такого резкого перехода солдаты теряли функциональную стойкость и многие из них в тылу заболевали неврозами, Если подразделение уводилось в тыл постепенно: с первой линии обороны – на вторую и потом – на третью, то негативных изменений в психике солдат не происходило. Точно так же резкий, без предварительного привыкания к боевой обстановке ввод в бой свежих частей оказывал запредельное тормозящее воздействие на морально-психологическое состояние бойцов.
Эти факты свидетельствуют, как важен плавный и постепенный переход от напряженной деятельности к заслуженному отдыху.
Одна из драм рассматриваемого периода жизни заключается в том, что с наступлением пожилого возраста человек начинает терять своих близких друзей, и эти потери, как правило, оказываются невосполнимыми. Друзья уникальны, и их уход из социального окружения человека всегда связан с печальными переживаниями, напоминающими пожилому человеку, что и он тоже смертен. Человеку, переживающему чувство утраты, нужна особая психологическая поддержка. Поэтому, если такое происходит с нашими знакомыми и родственниками – святая обязанность помочь им пережить этот тягостный период.
Философское отношение к смерти связано с принятием ее неизбежности. В одной из буддийских притч рассказывается о молодой женщине, у которой умер ребенок, но она не захотела примириться с этим и стала искать лекарство, которое воскресит ее сына. Когда она пришла к Будде, он сказал ей, что знает такое лекарство.
– Что же надо сделать? – спросила она.
– Надо взять щепотку горчичных зерен, – ответил Будда.
– Возьму, – ответила женщина, – но из чьего дома?
– Из дома того человека, – ответил Будда, – у которого не умерли ни сын, ни дочь, ни кто-либо другой.
Женщина ответила «хорошо», взяла мертвого ребенка и отправилась в город.
Горчичные зерна оказались в каждом доме, но не было дома, в котором люди не пережили чьей-либо смерти. «Живущих мало, а мертвых много» – слышала она в ответ.
Женщина вернулась к Будде и сказала:
– Я думала, что только мой сын умер, а оказалось, что во всем городе умерших больше, чем живых.
– Это непреложный закон для живых существ, – ответил Будда, – владыко смерти, как поток, вырывает все существа, даже те, чьи намерения не исполнены, и ввергает их в море погибели. Внемли: смерть уносит с собою человека, подобно тому, как бурный поток уносит спящую деревню.
Лучшим лекарством от смерти Будда полагал восприятие ее как освобождение от земных страданий.
Поскольку уход с работы ослабляет социальные связи, то в предпенсионный период важно обратить внимание на развитие и укрепление этих связей. Надо активно искать место для приложения своих сил, опыта и знаний. Такими точками приложения сил могут стать передача опыта подрастающему поколению, написание книги, знакомство с единомышленниками по увлечению (филателия, приусадебный участок, методы оздоровления организма, участие в экологическом движении). Для многих пожилых людей передача своих знаний молодому поколению является биологической потребностью, и они готовы без устали поучать и наставлять своих и чужих детей, как надо жить. Молодых это часто утомляет, так как они хотят жить по-своему. Однако дети должны проявлять терпимость и понимание возрастных особенностей близкого им человека. Обилие его поучений означает беспокойство за их судьбу и здоровье. В них, в этих поучениях и советах, может оказаться много полезного.
Другая драма людей пожилого возраста – синдром одиночества, возникающий в связи с уходом детей из родительского дома или потерей супруга. Страх одиночества толкает некоторых пожилых людей к накопительству, которое компенсирует им недостаток социальных контактов. Даже когда накопительство осознается как отрицательный фактор, когда весь дом завален ненужным хламом, человеку трудно противостоять этой страсти. Избавиться от нее можно, только обратившись к живым людям, завязав с ними дружеские отношения.
Отсутствие эго-интеграции в этом возрасте или ее потеря приводят к чувству безысходности. Возникает отчаяние и страх перед надвигающейся смертью. Как отмечает Э. Эриксон, «такое отчаяние часто прячется за демонстрацией отвращения, за мизантропией или хроническим недовольством определенными социальными институтами и отдельными людьми – отвращением и недовольством, которые там, где они не связаны с видением высшей жизни, свидетельствуют только о презрении индивида к самому себе»33.
Об опасности подобного рода ситуаций предупреждал Ф.И. Тютчев:
Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны как старожилы
Пришельцам новым место дать,
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;
От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;
От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед...
Проблема ухода из жизни
М.М. Зощенко в своей книге «Перед восходом солнца» писал: «Отношение к смерти – это одна из величайших проблем, с которой непременно сталкивается человек в своей жизни. Однако эта проблема не только не разрешена (в литературе, в искусстве, философии), но она даже мало продумана. Решение ее предоставлено каждому человеку в отдельности. А ум человеческий слаб, пуглив. Он откладывает этот вопрос до последних дней, когда решать уже поздно. И тем более поздно бороться, поздно сожалеть, что мысли о смерти застали врасплох... Устрашенные, трусливые люди погибают скорей. Страх лишает их возможности руководить собой...»34.
В течение долгого времени разговоры о смерти старательно избегались нашей педагогической общественностью. И сегодня, когда дети в детском саду задают своим воспитателям вопросы о смерти, то последние стараются переключить их внимание на другие предметы, хотя вопрос «Что такое смерть, почему человек умирает и что представляет собой моя собственная смерть?» – далеко не праздный и размышления над ним способствуют морально-нравственному становлению ребенка. Без разговоров о смерти наше подрастающее поколение вырастает с мыслью о собственном бессмертии, а потому и с нигилистическим отношением не только к смерти, но и к жизни вообще. Но совсем иначе обстоит дело в других системах воспитания, в частности в религиозной, о чем будет сказано ниже.
«Каждый час после рождения приближает нас к смерти», – считали древние греки. «Mementomori» – «помни о смерти» приветствовали друг друга французские монахи из Ордена траппистов. И они были глубоко правы, ибо древнейшее искусство жизни заключается в том, чтобы всегда помнить не только о своем первом часе, но и о последнем. И если о первом часе помнить большинству из нас практически невозможно, то размышления о своем последнем часе наполняют жизнь человека новым содержанием и смыслом.
Когда человек узнает о своем приближающемся конце, это часто оказывается для него страшным ударом, если только он не размышлял об этом и специально психологически к этому не готовился. Недоверие, протест, ощущение несправедливости, отрицание этой страшной участи – «этого не может быть!» – вот та гамма бурных переживаний, которая чаще всего при этом наблюдается. Потом приходят депрессия и страх. Поэтому в нашей отечественной медицине было принято не говорить больному о смертельности его болезни. Иное дело в американской традиции здравоохранения – врачи в США в большинстве случаев говорят о своем бессилии, с тем чтобы человек перед смертью смог закончить те свои дела, которые за него никто не может сделать.
Во всех культурах мира ритуал ухода из жизни рассматривается, наряду с рождением и свадьбой, как одно из важнейших событий в жизни человека, к которому надо специально готовиться, настраивая свою психику. Делали это в основном священнослужители. За период коммунистического воспитания, проникнутого духом атеизма, эти необходимые для полноценной жизни традиции из общественной жизни ушли, оставив человека безоружным перед серьезным жизненным испытанием.
Суицид
Этим словом обозначается добровольный уход человека из жизни путем самоубийства. По разным причинам люди решаются на этот отчаянный поступок. К этому их толкают чаще всего одиночество, неизлечимая болезнь, потеря смысла жизни, финансовые неудачи, утрата социального статуса, хроническая усталость, приведшая к глубокой депрессии. Но может быть и альтруистическое самоубийство, о котором пишет уже упоминавшаяся нами американский психотерапевт Дж. Рейнуоттер, когда неизлечимо больной человек совершает его, чтобы таким способом облегчить жизнь своим близким, избавить семью от непосильных трат на лечение. Но в подавляющем большинстве случаев к самоубийству приводят чувство полного одиночества и утрата близких, заботливых отношений.
Согласно статистике ежегодно в мире совершается около 500 тыс. самоубийств и около семи миллионов попыток самоубийства. Социологические данные говорят о тесной связи динамики самоубийств с социальными потрясениями и изменениями общественной ситуации. Пики суицидальной активности приходятся на возраст от 18 до 29 лет, т.е. на период, когда человек начинает завоевывать себе место под солнцем, и на возраст старше 45 лет, когда он понимает, что его усилия занять это место оказались тщетными. При этом среди мужчин суицид случается примерно в три раза чаще, чем среди женщин. Среди последних, решившихся на такой поступок, преобладают вдовы и разведенные.
Христианская религия осуждает самоубийство, так как жизнь – это дар Божий, она принадлежит Богу, и поэтому никто не вправе уходить из жизни добровольно. Синодальным Уложением о наказаниях 1845 г. запрещалось хоронить самоубийц по христианскому обряду. Их не отпевали в церкви, и их могилы выносились за ограду церковного кладбища. На родных и близких самоубийц накладывалась печать позора и всеобщего осуждения.
Последние исследования немецких ученых показывают, что можно говорить о гене самоубийства, который подобно раковым клеткам всегда в скрытом виде присутствует в организме и начинает активизироваться под влиянием психотравмирующих факторов.
Исследования экологов показали, что в животном мире случаи самоубийства не так уж редки. Известны случаи массового самоубийства леммингов в скандинавской тундре, когда животные большими стаями бросаются в море и тонут, а также самоубийства обезьян, переживших сильный стресс.
Когда человек заявляет окружающим, что он больше не хочет жить, что ему все надоело, это может явиться грозным предупреждением для окружающих о намерении сделать роковой шаг. Часто такими словами человек хочет обратить на себя внимание, он иносказательным путем зовет близких на помощь, хочет, чтобы его выслушали и прониклись состраданием к его жизни. Разговор по душам – лучшая профилактика суицида, когда конфликтная ситуация рассматривается всесторонне и с разных позиций.
Часто люди, имеющие суицидальные намерения, зацикливаются только на своих собственных чувствах и переживаниях и мало думают о том, что будет с их детьми, как будут страдать и переживать их родственники из-за их опрометчивого шага. Разговор о том, что значит человек в жизни своих близких и в жизни вообще, помогает ему преодолеть душевный кризис, вызвавший мысли о самоубийстве. Применение некоторых лекарственных антидепрессантов, прописанных врачом-психотерапевтом, может существенно помочь в преодолении изматывающей депрессии, вызывающей подобные настроения.
Философия смерти
Большой вклад в разработку проблемы жизни и смерти внесли античные авторы, у которых мы находим массу советов и рекомендаций относительно того, как правильно жить и как правильно умирать. Традиции античной философии с самого раннего детства готовили человека к его последнему часу, и высшая мудрость понималась в ней как постоянная готовность к смерти.
«Философствовать – значит учиться умирать», – учил М. Монтень.
«Жизнь философа есть постоянное размышление о смерти, – утверждал Цицерон, – каждому человеку надлежит смолоду приучаться без ужаса глядеть на свой последний час, иначе нет и не будет ему покоя. Так как несомненно, что все мы должны рано или поздно умереть».
«А это ведь великое дело, – писал Сенека своему другу Луцилию, – и долго надо ему учиться, – когда придет неизбежный срок, уйти со спокойной душой».
«Те, кто подлинно предан философии, – говорил Сократ, – заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью».
Сам Сократ свою смерть принял в высшей степени достойно, подбадривая при этом оплакивающих его друзей.
«Смерть, – говорил он, – это одно из двух: либо умереть, значит, стать ничем, так что умерший уже ничего не чувствует, либо же, если верить преданиям, это какая-то перемена для души, переселение ее из здешних мест в другое место. Если ничего не чувствовать, то это все равно, что сон, когда спишь так, что даже ничего не видишь во сне; тогда смерть – удивительное приобретение. С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и верно предание, что там находятся все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого? Да я готов умереть много раз, если все это правда: для меня было бы восхитительно вести там беседы...»
«Привыкай думать, – писал Эпикур своему другу Менекею, – что смерть для нас – ничто: ведь все хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений».
Размышляя о превратностях жизни и смерти в своих знаменитых «Опытах», французский просветитель М. Монтень писал:
«Если бы смерть была подобна врагу, от которого можно убежать, я посоветовал бы воспользоваться этим оружием трусов. Но так как от нее ускользнуть невозможно, ибо она одинаково настигает беглеца, будь он плут или честный человек, и так как наилучшая броня от нее не убережет,давайте научимся встречать ее грудью и вступать с нею в единоборство. И чтобы отнять у нее главный козырь, изберем путь, прямо противоположный обычному. Лишим ее загадочности, присмотримся к ней, приучимся к ней, размышляя о ней чаще, нежели о чем-либо другом. Будемте всюду и всегда вызывать в себе ее образ, и притом во всех возможных ее обличьях. Если под нами споткнется конь, если с крыши упадет черепица, если мы наколемся на булавку, будем повторять себе всякий раз: «А что если это и есть сама смерть?» Благодаря этому мы окрепнем, сделаемся более стойкими.
Посреди празднества, в разгар веселья пусть неизменно звучит в ваших ушах все тот же припев, напоминающий о нашем уделе; не будем позволять удовольствиям захватывать нас настолько, чтобы время от времени у нас не мелькала мысль: как наша веселость непрочна, будучи постоянно мишенью для смерти, и каким только неожиданным ударам ни подвержена наша жизнь!
Так поступали египтяне, у которых был обычай вносить в торжественную залу, наряду с самыми лучшими яствами и напитками, мумию какого-нибудь покойника, чтобы она служила напоминанием для пирующих.
Неизвестно, где поджидает нас смерть; так будем же ожидать ее всюду. Размышлять о смерти – значит размышлять о свободе. Кто научился умирать, тот разучился быть рабом. Готовность умереть избавляет нас от всякого подчинения и принуждения...
Наши превосходные философские рассуждения сплошь и рядом не более чем заученный урок, и всякие житейские неприятности очень часто, не задевая нас за живое, оставляют нам возможность сохранять на лице полнейшее спокойствие.
Но в этой последней схватке между смертью и нами нет больше места притворству; приходится говорить начистоту и показать наконец без утайки, что у тебя за душой. Вот почему это последнее испытание – окончательная проверка и пробный камень всего того, что совершено нами в жизни. Этот день – верховный день, судья всех остальных наших дней. Этот день, говорит один древний автор, судит все мои прошлые годы. Смерти предоставляю я оценить плоды моей деятельности, и тогда станет ясно, исходили ли мои речи только из уст или также из сердца...»35
Жизнь после жизни
В 70-х гг. американские врачи-реаниматоры научились оживлять людей после их клинической смерти. Люди, возвращенные к жизни в буквальном смысле с того света, рассказывали, что происходило на земле после их смерти – на месте аварии, в операционной. Необыкновенным образом умерший человек оставался свидетелем земных событий. Эти открытия и наблюдения обобщил в своей известной книге «Размышления о жизни после жизни» известный американский публицист Р.А. Муди.
В рассказах многих пациентов присутствовали образы света в конце туннеля, некоего светоносного существа, ощущение яркого света, видение себя откуда-то сверху, свернутые картины прожитой жизни. Кто-то слышал необыкновенную музыку и ощущал в себе могущественную силу совершенного знания.
Эти свидетельства заставили врачей и психологов обратиться к источникам древних культур, в которых опыт умирания человека был изучен с предельной полнотой. Таковыми оказались египетская «Книга мертвых» и тибетская «Книга мертвых». Являя собой памятники древней культуры, эти книги обобщили огромный опыт многих поколений по расставанию с жизнью. В этом опыте не было панического страха, потому что смерть в нем рассматривалась как часть естественного жизненного процесса. Более того, при надлежащей подготовке уход из жизни мог стать наслаждением.
Переживания, связанные с размышлениями человека о собственной смерти, являются одним из сильных побудительных мотивов к личностному росту. Лица, пережившие клиническую смерть, рассказывали о новом отношении к жизни, они начинали больше думать о своем жизненном предназначении, больше ценить жизнь, и особенно ее духовную сторону. Любовь к людям и к знаниям становилась их отличительной чертой. У них менялось отношение к смерти – они перестали ее бояться, потому что начинали воспринимать собственную смерть как переход на более высокий уровень бытия. Для них развитие души, самосовершенствование и познание не прекращаются со смертью тела. Оно, это развитие, будет, по их мнению, продолжаться и по ту сторону бытия, вечно.
Для того чтобы обогатиться таким ценным опытом, необязательно подвергать себя клинической смерти. Во многих культурах для этих целей, как было отмечено выше, практикуются медитация и молитва.
Уход человека из жизни должен восприниматься как естественный процесс, а не как трагическая несправедливость.
Зощенко в цитированной нами книге приводит много примеров того, как по-разному относятся люди к смерти – от панического ужаса до спокойного и достойного прощания с близкими. Смотреть в глаза смерти без слабости и страха учили поколения мудрецов.
В системе религиозного мировосприятия участие в обрядах и ритуалах исподволь готовило и готовит человека к его последнему часу. Согласно христианской эсхатологии смерть есть разлучение души с телом, после чего душа возносится в мир иной, а тело предается земле и там разлагается на свои составные части. В библейском Екклезиасте по этому поводу сказано: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, который дал его» (12 Еккл., 7).
Христианство исповедует всеобщее воскрешение из мертвых. Поэтому каждый умерший христианин, как указывает А. Морозов, называется усопшим, т.е. как бы уснувшим до всеобщего Воскресения. В конце отпевания произносится особая, разрешительная, молитва, словами которой церковь разрешает умершего ото всех его грехов, с миром отпуская в загробную жизнь. После отпевания усопшему влагаются в руки слова этой молитвы, вместе с которыми душа умершего тотчас же оставляет землю и всех на ней живущих.
Вера в бессмертие души – одно из величайших достижений теологической мысли, позволяющее человеку примиряться с неизбежностью смерти. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровал», – поют верующие в дни Пасхальных празднеств.
Великое таинство жизни завершается великим таинством смерти, неизбежность которой так же очевидна, как и продолжение жизни в новых поколениях. Многие люди, наблюдая естественную и неминуемую смерть своих близких, испытывают при этом ужас и страх. Это вполне понятные переживания, но они тем не менее мешают оказывать необходимую психологическую поддержку умирающему. Как и у постели тяжело больного, здесь необходимы сострадание, сочувствие и милосердие. Можно умирать в смятении и страхе, а можно – с чувством успокоения после исполненного долга и достойно прожитой жизни. Духовная поддержка, которую могут оказать в этот момент близкие люди, здесь просто необходима, и она бесценна. Добрые слова, перечисление славных дел, достойных уважения, простое дружеское и милосердное пожатие руки – святая обязанность родственников и друзей по отношению к умирающему.
Созерцание и переживание ухода близкого человека – трудное моральное испытание. Но взросление детей и мужание подростков особенно интенсивно происходит в эти скорбные для семьи дни, что заставляет молодого человека более трепетно и серьезно относиться к своей собственной жизни. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовеки не согрешишь», – учил Иисус Христос.
Один из советов пророка Мухаммеда гласит: «Умирай прежде смерти». Как бы в продолжение этой мысли П.А. Флоренский писал: «Человек умирает только раз в жизни и потому умирает неудачно. Человек не умеет умирать, и смерть его происходит ощупью, в потемках. Но смерть, как и всякая деятельность, требует навыка. Надо умирать внешне благополучно, надо знать, как умирать, надо приобрести навык умирания, надо выучиться смерти. А для этого необходимо умирать еще при жизни...»
Подобная подготовка к смерти осуществлялась и осуществляется в практике трансцендентальной медитации, в которой происходит переход сознания человека на более высокий уровень существования. Считается, что, когда буддист медитирует, он переживает некоторое подобие смерти, связанное с освобождением его внутреннего духа от телесной оболочки. Представление, что ты превращаешься в облако, в пар, становишься легким ветром или частицей света, помогает переживать нечто подобное маленькой смерти.
На основании древних книг, рассказов людей, переживших клиническую смерть, американские психологи вместе с теологами задумали создать собственный вариант учебника по умиранию – нечто вроде американской книги мертвых.
Личное осознание смерти
Профессор психологии Гарвардского университета Дж.У. Уорден в Массачусетсской больнице в Бостоне написал книгу, посвященную этой проблеме, и назвал ее «Личное осознание смерти».
Тест, содержащийся в этой книге, помогает проверить, насколько человек психологически готов к своей смерти. Одновременно этот тест является проверкой уровня личностного развития:
В каком возрасте вы ожидаете, что умрете?
Когда бы вам хотелось умереть? Почему?
Каким образом нам больше всего хотелось бы умереть? Выберите способ и объясните причину выбора.
Каким образом вам меньше всего хотелось бы умереть? Почему?
Напишите собственный некролог.
Как будут люди вспоминать вас?
Как бы вам хотелось, чтобы вас вспоминали?
Опишите, как вы видите смерть?
Если бы вы были неизлечимо больны, хотелось бы вам знать, когда вы умрете?
Что бы вы могли отдать за продление жизни? Руку? Ногу? Глаз?
Теперь напишите завещание.
Кого бы вам хотелось, умирая, увидеть рядом? Почему?
Когда я думаю о смерти, я думаю о... (закончите фразу).
Что вы в данный момент думаете о смерти?
Как полагает Дж.У. Уорден, большинство людей, как правило, считают себя бессмертными, и им нелегко принять мысль о неизбежности смерти. Осмысление этих вопросов ведет к глубоким изменениям личности, даже у тех, кто обречен. У некоторых из них желание жить было таким сильным, что они просто отказывались умирать, не сделав определенные дела. Этим самым они отодвигали свою смерть и в некотором смысле побеждали ее.
Психологи и психотерапевты разных стран уже давно пришли к выводу, что энергия мысли способна к материализации. Из этого следует, что то, о чем мы чаще всего думаем, с нами и происходит. И то, как мы представим себе свою будущую кончину, во многом определит ее характер. Следующее упражнение Дж. Рейнуоттер представляет собой один из примеров того, как можно правильно подготовиться к смерти:
Сядьте прямо.
Сделайте несколько глубоких вдохов.
Представьте себе стену, на которой большими цифрами написан ваш возраст.
Щелчок! Число увеличилось на единицу.
Щелчок! Еще на единицу (и так до тех нор, пока вы не достигнете возраста, в котором, как вам кажется, вы умрете).
Вообразите, что вы просыпаетесь утром последнего дня вашей жизни. Где вы? Как вы себя чувствуете? Что вы ощущаете в вашем теле?
Вы больны или смерть придет в результате какого-то несчастного случая? Если вы больны, то знаете ли вы, что умираете?
Проследите в своем воображении все события этого последнего дня. Есть ли какие-нибудь люди рядом с вами? Какие они чувства испытывают к вам? Что вы испытываете к ним?
Если вы понимаете, что наступает смерть, хотели бы вы написать реквием? Или, может быть, поделиться с кем-нибудь своими мыслями или чувствами? Вообразите сам момент смерти. Что вы испытываете?
Представите несколько мгновений сразу после смерти. Что вы испытываете?
Когда вы завершите это упражнение, сделайте подробное описание всего, что вы воображали и что чувствовали. Напомните самому себе, что это всего лишь произвольная фантазия, которую вы сами создали, и вы совершенно не обязаны следовать ей, как какой-то программе. Ваша жизнь не должна прийти к своему концу именно таким способом и именно в том возрасте, который вы только что представляли36.
«Искусство умирать, – заключает Дж. Рейнуоттер, – может рассматриваться как продолжение искусства жить – всегда бодрствовать и ясно сознавать, что происходит прямо сейчас». Ссылаясь на Р. Дасса, она отмечает, что задача состоит в том, чтобы оставаться в полном сознании к моменту смерти... Иначе вас могут захватить боль или мелодраматический страх потерять того, кем вы, как вам казалось, были37.
В последнее время во многих странах интенсивно развивается наука, именуемая танатологией, в задачи которой входит изучение моральных, психологических и юридических проблем, связанных со смертью. Эта дисциплина уже включена в учебные курсы многих университетов не только на медицинских факультетах, но и на психологических, философских и права. Проблемы, которые затрагиваются этой наукой, следующие:
как готовить человека к его последнему часу;
как готовить медицинский персонал, работающий с неизлечимо больными людьми;
имеет ли право человек на добровольный уход из жизни (эвтаназию) и в каких случаях врач может на это пойти?
Есть надежда, что изучение этой науки каждым человеком не только в пожилом, но и в молодом возрасте сделает его более ответственным за свою жизнь и будет способствовать его личностному росту.
Краткие итоги
Каждый возраст в жизни человека имеет свои плюсы и свои минусы. Взрослый и пожилой возраст не являются исключением. Связано это с тем, что, приобретая на новом отрезке жизненного пути новые возможности, каждый человек неминуемо что-то теряет. Будучи детьми, мы скорее хотим вырасти из детских штанишек и мечтаем о том, как станем всемогущими взрослыми. Однако став взрослыми, мы с грустью вспоминаем беззаботное детство и буйство чувств в молодости. И так происходит на каждом этапе жизни. Хотя и говорят, что старость не радость, но для человека, дожившего до пожилого и тем более преклонного возраста, это само по себе большое достижение, если вспомнить о тех, кто ушел из жизни совсем молодым.
Самые серьезные изменения во взрослом и пожилом возрасте связаны с естественным угасанием либидо, что вызывает невеселые переживания как у мужчин, так и в особенности у женщин. Правильное отношение к климактерическому периоду связано с активизацией здорового образа жизни и переходом на другие социальные роли, связанные с передачей своего жизненного опыта молодому поколению.
Выход на пенсию должен быть подготовлен постепенным уменьшением физической и психической нагрузки на организм и сопровождаться не ослаблением, а усилением социальных контактов пожилого человека с окружающим его социумом.
Психологическая готовность к уходу из жизни является показателем мудрости, которая развивается в процессе размышлений над книгами античных и других авторов, разрабатывавших в своих трудах философское восприятие смерти, практику медитации и самосовершенствования.
- Хрестоматия «Кризисные состояния личности» Оглавление Введение
- Реан а.А. Психические состояния личности1 Понятие психических состояний и их классификация. Характеристика видов психических состояний
- 1. Понятие психических состояний. Классификация психических состояний
- 2. Общефункциональные состояния психической активности
- 3. Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях
- 4. Кризисные состояния личности
- 5. Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика
- 6. Реактивные состояния
- 7. Невротические состояния – неврозы
- 8. Психопатия
- 9. Умственная отсталость
- 10. Агрессивное состояние
- Серый а.В. Ценностно-смысловые ориентации личности как фактор переживания последствий психической травмы6
- Осипова а.А.Психология кризиса7
- Ромек в.Г., Конторович в.А., Крукович е.И. Кризисные состояния и их последствия: критерии и стратегии помощи8
- Часть I – проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 1. Вводная фаза
- 2. Фаза фактов
- 3. Фаза мыслей
- 4. Фаза реагирования
- 5. Фаза симптомов
- 6. Завершающая фаза
- 7. Фаза реадаптации
- Реан а.А. Стресс и стрессоустойчивость личности18
- 1. Стресс как системная реакция человека
- 1.1. Стресс и адаптация
- Сравнительные характеристики адаптационного процесса в различных концепциях личности
- 2. Виды стрессовых состояний и их характеристика
- 3. Устойчивость к психическому стрессу
- 4. Личностно-индивидные детерминанты стрессоусойчивосги
- Реан а.А. Адаптация и стрессоустойчивость педагога19
- 1. Стресс в педагогической деятельности
- 2. Личностно-субъектные характеристики педагога и его стрессоустойчивость
- 3. Психологическая модель стрессоустойчивости педагога
- Петрушин в.И., Петрушина н.В. Психология кризисных ситуаций и методы их преодоления20
- 1. Психология стресса
- 2. Валеология беременности и подготовки к родам
- 3. Патология влечений и их преодоление
- 4. Психологические проблемы взрослого и пожилого возраста
- Б. Крэйхи. 1. Понятие агрессии и ее измерение38
- Виды типологии агрессивного поведения
- Методы изучения агрессии
- Б. Крэйхи. 2. Теории агрессивного поведения
- Теоретические объяснения агрессии
- Б. Крэйхи. 3. Индивидуальные различия в агрессии
- Гендерные различия в агрессии в детском и подростковом возрасте
- Поздняков в.А. Психология жизненного кризиса41
- Тенюшев б.И. Теории птср42
- 1. Психодинамическая модель птср
- 2. Когнитивные модели птср
- 3. Информационная модель птср
- 4. Психосоциальные модели птср
- 5. Двухфакторная теория птср
- 6. Теория патологических ассоциативных эмоциональных сетей
- 7. Мультифакторная концепция птср
- А.И. Красило. Глава 1. Сущность травматического взаимодействия43
- А.И. Красило. Глава 4. Процесс психологического консультирования85
- 3. Социогенная травма
- Опорные моменты консультирования пострадавшего от социогенной травмы
- 4. Сексуальная травма