logo search
гос

26.Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде.

Поликультурная среда - это то социальное пространство, в котором происходят общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т.д.).

Поликультурное образование - важное направление общего образования, которое нацелено на создание условий по формированию у взрослеющего человека готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурном окружении.

В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г.Д. Дмитриев, А.Н. Джуринский, В.В. Макаев, З.А. Малькова, Д.Б. Сажин, Л.Л. Супрунова и др.). Развитие теоретико-методологических вопросов изучения культуры и некоторые аспекты межкультурного взаимодействия получили свое освещение в работах Г.Н. Волкова, М.С. Кагана, И.С. Кона, М.М. Бахтина, JI.M. Гумилева, В.М. Межуева, Д.С. Лихачева и других.

Вопросам поликультурного (мультикультурного) образования посвящены труды зарубежных ученых (Ж. Алпорт, М. Беннет, Л. Уайт, Э. Холл и др.).

Вводимый в действие с 1 января 2015 г. ≪Профессиональный стандарт педагога≫ определяет в качестве основных квалификационных требований к педагогу знание ≪основ поликультурного образования≫, умение ≪строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей≫. Максимова Л.А отмечает, опыт работы с педагогами позволяет выделить следующие проблемы, проявляемые в межкультурном взаимодействии: отсутствие мотивационной готовности педагогов к организации поликультурной образовательной среды, недостаток знаний о конкретных культурах (ценностях, обычаях, традициях, национальных праздниках), отсутствие опыта использования технологий работы с детьми – представителями других культур. Среди неосознаваемых педагогами проблем можно говорить о наличии этнических и религиозных предубеждений, стереотипов в отношении представителей других культур, повышении уровня тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия.

Успешность деятельности педагога в поликультурной образовательной среде в большой мере зависит от уровня его профессиональной компетентности.

Межкультурная компетентность современного педагога является залогом успешной профилактики агрессивного национализма и разрешения проблем, связанных с межнациональными отношениями, реализации эффективных механизмов поликультурного образования – формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего умениями жить в мире и согласии. В.А. Сластенин отмечает: «Сегодня необходимо позаботиться о том, чтобы по своему содержанию педагогическое образование стало практическим человекознанием, своего рода педагогической антропологией. Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни должны создавать атмосферу обращенности к человеческой личности, проникать во все структуры целостного педагогического процесса, обеспечивать его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие студентов». По словам Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич отмечают, что основными моментами, определяющими культурологический подход, выступают следующие положения: – ребенок воспринимается педагогом как субъект жизни, способный к культурному саморазвитию и самоизменению; – педагог является посредником между ребёнком и культурой, он вводит его в мир культуры и оказывает поддержку личности ученика в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей; – образование рассматривается как культурный процесс, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития; – образовательное учреждение представляет собой целостное культурно-образовательное пространство, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.