Влияние экстремальных ситуаций на человека
В сознании человека экстремальные и чрезвычайные ситуации резко делят жизнь на «до» и «после». Трудно сделать однозначный вывод о том, какой вид ЧС оказывает наиболее тяжелые последствия на психическое состояние людей, а какие переживаются легче – природного происхождения или антропогенные.
Существует мнение о том, что чрезвычайные происшествия природного происхождения люди обычно переживают гораздо легче, чем антропогенные. Такие стихийные бедствия как землетрясения, наводнения и пр. пострадавшие расценивают как «божью волю» либо действие безликой природы – тут ничего нельзя изменить.
А вот экстремальные ситуации антропогенного характера, подобные трагедии в Беслане, настолько разрушительно действуют наличность, что не только дезорганизуют поведение человека, но и «взрывают» базовые структуры всей его личностной организации – образ мира. У человека разрушается привычная картина мира, а вместе с ней – вся система жизненных координат.
Среди стихийных бедствий по разрушительному действию, причиненному ущербу и числу жертв первое место по данным ЮНЕСКО занимают землетрясения. Землетрясения разрушают искусственные сооружения, дома, здания, возводимые человеком. Кроме того, во время землетрясений могут происходить горные обвалы, оползни, пожары, приносящие большие разрушения и представляющие угрозу для жизни людей.
К специфическим последствиям землетрясения, связанным с психическим состоянием людей, можно отнести развитие реакций дезадаптации, возникновение фобических расстройств, связанных со страхом находиться в зданиях (например, девочка 9 лет, пережившая землетрясение в Корякии весной 2006 г., отказывалась заходить в здание школы, где была временно размещена ее семья, плакала, вырывалась, убегала на улицу); страхом повторных подземных толчков (у людей, переживших землетрясение, часто бывает нарушен сон, так как их состояние характеризуется тревогой и ожиданием повторных толчков); опасениями за жизнь своих близких. Степень тяжести последствий стихийных бедствий в каждом случае необходимо оценивать индивидуально. Для одного человека – землетрясение, разрушение дома, эвакуация, смена места жительства может стать крахом всего, вызвать острые переживания и тяжелые отсроченные последствия, для другого – лишь стать возможностью начать новую жизнь.
Из антропогенных ЧС, по мнению ряда исследователей, максимально психотравматичной является ситуация заложничества. Это обусловлено существованием реальной перспективы смерти для заложников, переживаниями чувства парализующего страха, невозможностью противодействовать террористам в сложившихся обстоятельствах, отрицанием самоценности жизни и личности заложника. Такие ситуации порождают, как у самих пострадавших, так и в социуме вообще, большое количество агрессивных реакций, тревожных, фобических расстройств.
Таким образом, невозможно однозначно поделить чрезвычайные ситуации по степени тяжести. Каждая ситуация имеет свою специфику и особенности, свои психические последствия для участников и свидетелей, и переживается каждым человеком индивидуально. Во многом, глубина этого переживания зависит от личности самого человека, его внутренних ресурсов, механизмов совладания.
- Министерство Российской Федерации
- Введение
- Раздел I
- Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации
- Чрезвычайная ситуация
- Экстремальная ситуация
- Кризисная ситуация. Кризис
- Влияние экстремальных ситуаций на человека
- Субъекты экстремальной ситуации
- Вопросы и задания к главе 1
- Литература
- Раздел II.
- Кривая развития стрессовой ситуации
- Понятие о стрессоустойчивости1
- Вопросы к главе 2
- Глава 3 психофизиология стресса, или как работает организм при возникновении стрессовой ситуации
- Природа возникновения стресса. Физиологические и психологические проявления
- Нервная система: анатомическое строение и функциональное деление
- Нервная система
- Механизмы стресса
- Вопросы к главе 3
- Глава 4 психология стресса
- Факторы, оказывающие влияние на развитие психологического стресса
- Виды (уровни) реакций человека на стресс
- Реакции на стресс
- Эмоциональная реакция
- Физиологическая реакция
- Поведенческая реакция
- Вопросы и задания к главе 4
- Глава 5 влияние стресса на жизнь человека
- Позитивное влияние стресса на человека
- Негативное влияние стресса
- Влияние стресса на организм человека
- Вопросы и задания к главе 5
- Литература
- Раздел III.
- Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс
- Помощь при страхе
- Помощь при тревоге
- Помощь при плаче
- Помощь при истерике
- Помощь при апатии
- Помощь при чувстве вины или стыда
- Помощь при двигательном возбуждении
- Помощь при нервной дрожи
- Помощь при гневе, злости, агрессии
- Вопросы и задания к главе 6
- Глава 7
- Организационные аспекты
- Оказания экстренной психологической помощи
- В чрезвычайных ситуациях
- Психологической службы на месте чс
- Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации
- Методы оказания экстренной психологической помощи
- Нейролингвистическое программирование
- Телесно-ориентированная терапия
- Арттерапия
- Краткосрочная позитивная терапия
- Суггестивные техники
- Релаксационные методы и методы саморегуляции
- Рациональная психотерапия
- Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи
- Вопросы и задания к главе 7
- Глава 8 отсроченные реакции на травматический стресс
- Динамика переживания травматической ситуации
- Реакции горя
- Психосоматические расстройства
- Вопросы и задания к главе 8
- Глава 9 посттравматическое стрессовое расстройство
- Стрессового расстройства (птср)
- Первичные симптомы посттравматического стрессового расстройства
- Группа симптомов повторного переживания
- Группа симптомов избегания
- Отношения в семье
- Вопросы и задания к главе 9
- Глава 10 переживание утраты
- Вопросы и задания к главе 10
- Литература
- Раздел IV. Хронический стресс и профессиональное здоровье специалиста
- Глава 11 профессиональное здоровье специалистов
- Профессиональное развитие
- Вопросы и задания к главе 11
- Глава 12
- Профилактика синдрома
- Профессионального выгорания
- У специалистов экстремального профиля
- Вопросы и задания к главе 12
- Литература
- Заключение
- Содержание
- Глава 8